В новую экономическую архитектуру, о которой заявлено на саммите, верят не все.
Фото Reuters
Что делать и кто виноват? Эти традиционные вопросы для русского понимания той или иной проблемы незримо присутствовали на встрече «двадцатки» мировых лидеров в британской столице.
И если в вопросе «кто виноват» разных мнений, в общем-то, не было, то в отношении дальнейших шагов мирового сообщества перед лицом кризиса были высказаны противоположные взгляды. Не секрет, что и США, и Великобритания не склонны были обсуждать причины кризиса, а настаивали на мерах по стимулированию национальных экономик. Страны Евросоюза, как и Россия, напротив, полагали, что лекарство должно быть прописано именно первопричине – устаревшей конструкции мирового финансового рынка. Именно она позволяла финансовым махинаторам легко обходить контрольные механизмы и собственных, и международных ведомств. Результат встречи можно назвать компромиссом. Его результаты будут окончательно ясны осенью, когда «двадцатка» соберется в Нью-Йорке для обсуждения новых шагов по преодолению кризиса. Пока рынки отреагировали позитивно на принятые решения, и все индексы пошли вверх.
Немецкая пресса склонна оценивать достигнутые в Лондоне результаты как отказ от англо-американского «казинокапитализма» и начало поиска новой мировой финансовой архитектуры. О новом этапе развития капиталистической системы пишет и французская Le Figaro. В пользу этого свидетельствует усиление роли МВФ и выделение ему, а также другим международным финансовым организациям более 1000 млрд. долл. для поддержки бедных и слаборазвитых мировых экономик и стимулирования международной торговли. Именно в последнем пункте немецкие представители усматривают успех этой встречи в верхах, во всяком случае с точки зрения германского экспорта.
Принципиальным решением является согласие всех участников встречи на приведение в порядок мировой финансовой системы и ликвидацию всех налоговых оазисов. Как ожидается, будут введены санкции в отношении зон пониженного налогообложения, которые отказываются присоединиться к борьбе с отмыванием денег и уклонением от уплаты налогов. Кстати, именно в этом вопросе участники встречи натолкнулись на сопротивление китайской делегации, опасавшейся за особый статус Макао и Гонконга. И только прямое подключение к переговорам с китайцами президента Обамы помогло снять китайские возражения. И здесь, судя по всему, решение было компромиссным.
Всего журналисты насчитали шесть принципиальных решений по данной теме, принятых «двадцаткой» в Лондоне. Среди них регулирование спекулятивных хеджевых фондов и прекращение действия так называемой банковской тайны. Именно на этих пунктах настаивали европейцы. Важно, что регулирующая роль форума будет продолжать осуществляться в форме работы фонда финансовой стабильности, в который будут входить все 20 стран – участниц лондонской встречи. Однако именно эта составляющая результатов лондонской встречи наталкивается пока на скепсис западных массмедиа.
Конечно, России еще не удалось убедить всех участников форума в необходимости создания мировой «супервалюты» и усиления роли региональных валют. Против выступили не только англосаксы, но и Китай. Поэтому и в дальнейшем ведущими валютами мира останутся доллар и евро, что чревато новыми потрясениями валютной системы мира. И это можно рассматривать как неудачу дебюта Медведева на мировом форуме.
Впрочем, она в некоторой степени компенсирована политическими результатами встречи с американским президентом Обамой. Кроме того, на пресс-конференциях по окончании форума президент Медведев постоянно обращал внимание на социальную составляющую борьбы с кризисом. В данном случае речь идет о противодействии получению «жирных» бонусов менеджерами банкротящихся корпораций. В Германии даже решили обложить такие бонусы 90-процентным налогом в том случае, если концерны, где работают подобные менеджеры, получали государственную поддержку. Выступая в последнюю пятницу в прямом телеэфире, президент РСПП Александр Шохин ответил своему президенту, предложив заняться решением этих проблем в первую очередь в госкорпорациях. Известная логика в этом есть, если вспомнить недавний бурный крах российской авиакомпании «Красноярские авиалинии», где в контролирующих органах сидели представители государства.
Британский премьер Гордон Браун признал, что саммит «большой двадцатки» завершился принятием компромиссного коммюнике. Однако он полагает, что намеченные меры замедлят рецессию и создадут рабочие места. Надо отметить, что лондонская Би-би-си провела блиц-опрос своих читателей относительно результатов форума. Из опрошенных только чуть более 11% считают, что форум полностью оправдал их ожидания.