Год назад Дмитрий Медведев убедительно выиграл президентские выборы. При личной рекомендации Владимира Путина и электоральной поддержке «Единой России» он собрал 52,5 млн. голосов. Это значит, что за него голосовали более 70% тех, кто пришел на выборы. Статистика впечатляющая. Особенно если не забывать, что за сухими цифрами голосов и процентов – десятки миллионов россиян, поверивших Медведеву. Доверивших ему будущее – свое и страны. Как же с этим доверием обстоят дела сегодня?
Социологи свидетельствуют, что в этом вопросе у Дмитрия Медведева все в порядке. ФОМ зафиксировал, что число тех, кто полностью и частично доверяет президенту, стабильно держится в районе 70%. Левада-Центр подтверждает ту же цифру, спрашивая россиян о доверии главе государства с мая по нынешний февраль. ВЦИОМ выяснил, что на президентских выборах в ближайшее воскресенье за Медведева голосовали бы 54%. Что при настоящих выборах опять-таки легко конвертировалось бы в те же 70. Никак не меньше.
Это значит, что с Медведевым – по-прежнему все его избиратели. Даже несмотря на то, что его первый президентский год оказался богат на очень неприятные сюрпризы. В чем же причина такой, может быть, кого-то удивляющей, но неубывающей поддержки?
Простой ответ – в самом Медведеве.
Кем в глазах людей должен быть глава государства? Профессионалом управления и государственником в самом точном смысле слова. То есть тем, для кого власть – не награда и привилегия, а долг и служение. Продемонстрировал ли Медведев за минувший год свое, так сказать, служебное соответствие?
Не секрет, что завершение второго срока путинского президентства создавало серьезную системную проблему. Самый популярный политик и национальный лидер должен был покинуть высший государственный пост. Такого еще не было в нашей истории, и это грозило серьезной дестабилизацией. Звучали даже призывы пожертвовать демократией ради стабильности.
Те, кто проголосовал 2 марта 2008 года за Медведева, надеялись, что обойдется без жертв. Год спустя очевидно, что они не ошиблись. Тандем «президент–премьер» работает, процесс принятия решений не нарушен, качество управления не снижается.
И более того. Уже в первом своем президентском Послании Медведев предложил детальную программу дальнейшего развития институтов российской демократии. Ее реализация в форме поправок к партийно-избирательному законодательству расширяет возможности политического участия. А значит – повышает уровень представительства самой политической системы. Что и само по себе важно и особенно ценно в такие периоды, когда система подвергается серьезным социально-экономическим перегрузкам. Как это происходит теперь – в разгар глобального финансово-экономического кризиса.
Кстати – о кризисе. Который вообще-то совершенно некстати любому президенту в первый же год правления. Однако признаков растерянности и нерешительности в действиях Медведева не заметит даже самый пристрастный наблюдатель. Чего нет – того нет.
А есть, наоборот – решительность, адекватные меры, уверенный контроль над ситуацией. Президент объясняет народу все: и что делается, и почему делается, и что будет делаться в дальнейшем. И поэтому хотя никто не может назвать точную дату окончания кризиса, в обществе не возникает тягостного ощущения безнадеги. Скорее, начинает потихоньку складываться настрой на то, что вместе – преодолеем.
И, говоря объективно, это самый ценный итог первого президентского года Дмитрия Медведева.