Юнус-Бек Евкуров с трибуны съезда подверг критике действия силовиков.
Фото ИТАР-ТАСС
В субботу в Магасе впервые за последние семь лет состоялся Съезд народов Ингушетии. Заложенная первым президентом республики Русланом Аушевым традиция ежегодно проводить это мероприятие была прервана его сменщиком генералом ФСБ Муратом Зязиковым. Примечательно, что, несмотря на приглашение, ни Аушев, ни Зязиков на съезде не появились.
Вопреки заявлениям ряда СМИ о том, что идея проведения мероприятия возникла после недавнего и неожиданного визита президента страны Дмитрия Медведева в Магас, организация съезда была задумана сразу после прихода к власти третьего президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова.
В числе 346 делегатов съезда, пожалуй, особенно заметны были недавние противники власти – представители неправительственных организаций, лидеры оппозиции.
Последние в отчаянии уже дрейфовали было в антироссийском направлении, собирая подписи за выход из состава страны, документы для признания геноцида ингушей во время конфликта в Пригородном районе и т.д. В отношении почти всех несогласных были возбуждены уголовные дела, производились неоднократные задержания. Теперь об этом, похоже, решили забыть.
Более того, у оппозиции наконец-то появилась возможность заявить о проблемах, на которые они безуспешно все эти годы пытались обратить внимание Магаса и Москвы. Например, лидер правозащитной организации «Машр» Магомед Муцольгов с трибуны съезда публично озвучил известную в республике информацию о том, что «за последние семь лет в Ингушетии похищены и пропали без вести 170 человек, убиты более тысячи».
Как известно, команда первого президента Ингушетии была отстранена от власти с приходом Зязикова. В отношении же сторонников генерала ФСБ в настоящее время возбуждено несколько уголовных дел – в основном среди руководящего состава Минфина и МВД. Без проведения подобной чистки новому главе республики было бы сложно акцентировать внимание делегатов съезда на важнейшем посыле его вступительной речи – борьбе с коррупцией, необходимостью соблюдения закона всеми субъектами права. Кстати, Юнус-Бек Евкуров практически впервые позволил себе раскритиковать методы борьбы правоохранительных органов с преступностью, заявив о том, что с практикой исчезновения людей, слухами о внесудебных казнях, превышением полномочий в ходе проведения спецопераций должно быть покончено. «Главное условие для сохранения правопорядка – соблюдение закона самими силовиками при проведении операций в республике, – подчеркнул Евкуров. – Характер и причины проводимых операций не освещались в прессе в допустимых пределах, что порождало глубокое недоверие к ним со стороны населения и создавало ореол героев-мучеников даже вокруг реальных преступников».
Другое дело, что в федеральных силовых структурах не все готовы считаться с издержками в рамках борьбы с диверсионным подпольем. Сможет ли Евкуров убедить этих силовиков в том, что борьба с терроризмом не должна внушать страх рядовым гражданам, большой вопрос. Одного только «согласия» с оппозицией тут мало.
Вчера, к примеру, село Кандышево Назрановского района Ингушетии было объявлено зоной контртеррористической операции. Как сообщил сайт «Ингушетия.org», «в жилые дома врывались вооруженные люди в масках и, грубо выражаясь и оскорбляя жильцов, проводили незаконные обыски, переворачивая все вверх дном». Примечательно, что никаких результатов контртеррористическая операция в очередной раз не дала.
Заметим, что появление «зеленки» весной – традиционное время обострения ситуации на Северном Кавказе. И последние события в регионе заставляют Магас с тревогой вглядываться в наступающие теплые дни. Перед лицом таких угроз единение здоровых сил Ингушетии как нельзя кстати. Однако нельзя не отметить, что о «низком авторитете власти, безработице в 50%, бедности» республики Москва узнала не сегодня и не вчера.
Проведение Съезда народа Ингушетии, поддержка республики Кремлем в рамках федеральной целевой программы социально-экономического развития Ингушетии на 2009–2015 годы с объемом финансирования 29 млрд. руб. – все это направлено на стабилизацию ситуации на Северном Кавказе. Особенно в Ингушетии как наиболее уязвимом ее звене.
Заметим, что Юнус-Бек Евкуров на съезде призвал жителей республики отказаться от обычая кровной мести. На 15 февраля даже намечена встреча семей, «которые имеют кровную месть», жертвами которой, по словам Евкурова, стали более 100 человек.