Сергей Миронов снова вынужден задуматься о сподвижниках.
Фото ИТАР-ТАСС
Совет Федерации может быть подвергнут кардинальной реформе. Разработкой проекта по реформированию верхней палаты, по данным «НГ», занимается Институт современного развития (ИНСОР). Именно Совфед станет в ближайшем будущем, утверждают эксперты, объектом пристального внимания исполнительной власти и региональных элит. Вариантов преобразования несколько. Однако ни один из них не повторяет известной модели спикера СФ Сергея Миронова.
В последний раз верхняя палата трансформировалась в 2000 году. Это был один из первых шагов Владимира Путина на посту президента. Губернаторов и спикеров заксобраний, заседавших в Совете Федерации, тогда было решено заменить назначенцами из регионов.
Напомним: первым о необходимости изменения существующего порядка формирования верхней палаты еще в 2006 году заговорил ее спикер Сергей Миронов. Он заявил, что Совфед должен избираться. После того как «Справедливая Россия» прошла в парламент, проблема, видимо, потеряла для спикера актуальность, поскольку законопроект на эту тему в Совфеде так и не появился.
Зато сегодня эту проблему оживленно обсуждают экспертное сообщество и региональные элиты. Главный аргумент критиков существующей системы: способ формирования верхней палаты недемократичен. Как рассказал «НГ» член правления ИНСОРа Алексей Волин, позиция института заключается в том, что формирование Совета Федерации желательно проводить с широким привлечением выборных процедур.
Однако вариант Миронова, по мнению Волина, далеко не бесспорен: «Важно не потерять уровень профессионализма, который сейчас есть в Совфеде. Ведь там присутствуют большое количество профессионалов. Очень часто хороший профессионал не сможет пройти через популистскую систему выборов», – рассудил политолог. Не устраивает реформаторов и тот факт, что Совет Федерации превратился в синекуру для почетного трудоустройства бывших губернаторов и правительственных чиновников. Кроме того, напоминают «НГ» эксперты, верхняя палата в определенном смысле служит прикрытием от уголовного преследования для отдельных представителей крупного бизнеса. По мнению директора Центра политических технологий Игоря Бунина, «если палата существует только для синекуры – это смешно и недемократично. С этим надо кончать».
Эксперт также уверен в том, что членами СФ должны становиться люди, прошедшие через выборы. Правда, введению системы прямых выборов мешает Конституция, где сказано, что палата формируется из двух представителей от законодательного и исполнительного органа каждого региона. Но этот факт фантазию политологов нисколько не ограничивает. «Можно сделать выборный процесс по двум системам: одна связана с местным законодательным органом, другая – с исполнительным. То есть создать две избирательные курии, чтобы все желающие выдвинуться в члены СФ приносили свои заявки в региональный парламент и администрацию области, а потом они передавались в избирком», – говорит Бунин. Выборный процесс автоматически повысит легитимность статуса члена верхней палаты. Эксперт убежден, что таким образом верхняя палата может превратиться в кузницу губернаторских кадров. Впрочем, председатель правления Института общественного проектирования Валерий Фадеев убежден в демократичности системы назначений: «Когда при раннем Путине был принят новый порядок формирования СФ, определенные силы восприняли это, как разгон верхней палаты. Однако тогда решалась серьезная политическая задача: губернаторы были чрезвычайно сильны, и их сообщество, объединенное в Совете Федерации, играло против единства страны. Надо было снизить шансы деструктивных сил». Он уверен, что «только лишь ради любви к выборам этого делать не стоит».
Особый интерес к верхней палате парламента не случаен. Разворачивающийся экономический кризис делает местные элиты особенно чувствительными к проблеме своего представительства в Центре. Централизация власти сделала назначаемых губернаторов заложниками решений, принимаемых наверху. В спокойные докризисные времена несостыковки этих решений с местными реалиями могли долго не проявляться. Сегодня ситуация меняется. Система назначения региональных начальников, дающая сбои, требует усовершенствования. Вместе с тем, отмечают эксперты, готовящие проекты преобразования СФ, в условиях кризиса менять существующую политическую систему довольно рискованно. По данным «НГ», именно это обстоятельство останавливает главу государства от соблазна поставить свою резолюцию под тем или иным проектом реформы.