Сегодня по-настоящему общенародный праздник (и это без всякой иронии) – начало нового учебного года. О проблемах образования в нашей стране речь ведется десятилетиями. На недавнем совещании с ректорами местных вузов в Новосибирске министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко объявил: нужна национальная программа улучшения качества образования и мы ею занимаемся. Обратите внимание, стратегия той или иной программы уже традиционно апробируется на молодежных форумах общественного движения «Наши». Это понятно: молодежная аудитория, да еще собранная в неформальной обстановке (например, на озере Селигер, как это было в нынешнем году), более толерантна, чем научное сообщество, к идеям и моделям весьма подозрительного свойства.
Ключевая идея национальной программы улучшения качества образования состоит в реализации модели подготовки «пользователей» – юзеров (от англ. use – использование, применение). Подготовленным таким образом школьникам не требуется в дальнейшем напряжение мысли при создании нового продукта. Считается, что для выполнения известных предписаний это будет вредным. Что особенно важно: в данной модели педагог не нужен. Оценку подготовки юзеров сможет дать автомат по тестам с простым алгоритмом единого государственного экзамена, ЕГЭ, – «знаешь – не знаешь», «да – нет».
Неожиданным для Минобрнауки открытием этого года стали провальные итоги Единого государственного экзамена по математике и русскому языку. Если эти итоги переводить в привычную пятибалльную систему оценок, то окажется, что на экзамене по русскому 55,6% учеников получили тройки и двойки; по математике результаты еще плачевнее – 62,9% удовлетворительных (тройка) и неудовлетворительных оценок. И это уже не случайный статистический артефакт, это – тенденция. Ситуация, когда больше чем половина и почти две трети выпускников школ соответственно получили двойки по русскому языку и математике, означает, что коллапс стратегии образования закономерен и имеет свою причину в проводимом без должной подготовки, без учета рисков, масштабном эксперименте под названием «ЕГЭ».
Андрей Фурсенко относит к достижениям реформы образования эффективность «термометра» ЕГЭ. Однако это не только градусник, но и скальпель, усекающий с помощью тестов мыслительный аппарат школьников при подготовке к сдаче этого самого ЕГЭ. Пора избавиться от иллюзий: Единый государственный экзамен показал себя мерилом и орудием деградации школьного образования в стране, а вовсе не показателем его достижений. Да, по данным социологических исследований, 93,3% опрошенных согласны с полученными результатами ЕГЭ. Но безнравственность позиции Рособрнадзора заключается в пренебрежении судьбами тысяч россиян, не попавших в это «подавляющее большинство».
Здесь можно провести аналогию с технологическими или инфраструктурными системами. Так, отказы системы управления базой данных (СУБД) говорят о ненадежности технологий и программного обеспечения. При риске в 1,7% любой здравомыслящий человек откажется хранить в банке сбережения. А вот выпускники школ вынуждены играть в русскую рулетку, рискуя, например, не найти в базе данных свои результаты ЕГЭ. Что и случилось, кстати, не с кем-нибудь, а с сыном известного политика и экономиста, академика Сергея Глазьева.
В легендарном советском кинофильме «Два бойца» профессор-математик в блокадном Ленинграде отказывался спускаться в бомбоубежище, считая ничтожной вероятность попадания авиабомбы в его дом. Он настаивал на этом до тех пор, пока бомбой не убило в зоопарке единственного слона. После чего профессор добровольно начал спускаться в бомбоубежище. У нынешних школьников, сдающих ЕГЭ, такого «бомбоубежища» нет. Как нет и права на выбор: эксперимент с Единым государственным экзаменом накрывает всех.
Оценивая творчество Левши, когда подкованная блоха не смогла прыгать, заместитель главы администрации президента РФ Владислав Сурков заметил: «Это бессмысленное и беспощадное новаторство порождает только парадоксы, ненужные, мертвые и даже опасные для жизни». В полной мере такую оценку можно, пожалуй, приложить и к системе Единого государственного экзамена, которая так активно лоббируется у нас Министерством образования в последние годы.