Вслед за депутатом Госдумы Робертом Шлегелем и парламентарии республики Северная Осетия внесли законопроект о поправках в статью 4 закона о СМИ. Напомним, она называется «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации». Злоупотреблениями считаются пропаганда терроризма и насилия, призывы к изменению конституционного строя и прочие страшные вещи. Шлегель планировал добавить к этому списку клевету, что вызвало большой скандал.
Теперь депутаты парламента Северной Осетии вышли со своим вариантом. Они предлагают дополнить статью 4 еще одной частью: «Не допускается в авторских текстах журналистов использование слов и выражений, искажающих нормы современного русского литературного языка, государственных языков республик и иных языков народов РФ». Напомним, что статью 4 закона о СМИ нельзя рассматривать в отрыве от статьи 16 того же закона, в которой и прописаны санкции за злоупотребления свободой. А они являются способом фактически внесудебной ликвидации любого провинившегося издания. Все дело в том, что госорган, регистрирующий СМИ, может вынести два предупреждения о недопустимости злоупотреблений, а потом подавать иск в суд. В качестве обеспечения которого тот же госорган может просить от суда временного приостановления деятельности СМИ.
В пояснительной записке авторы североосетинского законопроекта сжато и с грамматическими ошибками описали суть проблемы. «Нередко журналисты┘ допускают вольности, особенно в радио- и телепрограммах, граничащих с вульгаризмами, допускают грубое искажение литературных норм государственных языков┘» – так говорится в тексте. Примеры слов и выражений, которые законодатели сочли излишне «вольными» или приняли за вульгаризмы, отсутствуют. Неясно также, имеются ли в виду «вульгарные» слова – «пошлые, грубые или непристойные», по определению в словаре Ожегова и Шведовой, или поэтические «вольности» – «непринужденность», «отступление от правил».
Несмотря на расплывчатые формулировки, авторы выразили твердую уверенность, что вносимые дополнения в закон «повысят ответственность журналистов» и даже окажут «огромное влияние на сохранение литературных норм и развитие государственных языков РФ».
В этом же проекте североосетинские парламентарии настаивают на новом изложении части 2 статьи 37 закона – об эротических изданиях. Предлагается полностью запретить «распространение выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала». Ранее закон разрешал трансляцию подобных передач без кодирования с 23 до 4 часов, что авторы поправок прокомментировали в пояснительной записке как «возможность и соблазн получать информацию эротического характера».
«С точки зрения правил русского языка эта поправка абсолютно бессмысленна. Любое слово, которое только что появилось в языке, нарушает правила. Язык постоянно развивается, и говорить о том, что средства массовой информации должны говорить на мертвом языке, – смешно и глупо. К тому же получается, неверный падеж может быть поводом для закрытия СМИ», – считает секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов. Он напомнил о том, что в Госдуме уже создана рабочая группа на базе фракции «Единая Россия» по проблемам совершенствования законодательства о СМИ. По мнению Михаила Федотова, все поправки к закону о СМИ должны направляться к экспертам этой группы. «Те люди, которые разработали этот законопроект, могли бы заняться более существенными делами, например повышением благосостояния жителей своей республики», – говорит он. Секретарь Союза журналистов считает бессмысленной и вторую поправку – об обязательном кодировании сигнала теле- и радиопрограммах эротической направленности. «Любое кабельное и цифровое телевидение – это кодирование сигнала. И нельзя вносить такие поправки, когда страна переходит на цифровое телевидение», – считает Михаил Федотов.