Раскол российских региональных элит стал одним из итогов теперь уже прошедших президентских выборов. И без того неоднородный, раздираемый противоречиями региональный политический класс к 2 марта разделился на две конкурирующие части: «партию высокой явки» и «партию низкой явки». Неафишируемая конкуренция между этими «партиями» во многом определяла логику президентской избирательной кампании в субъектах РФ.
Основу «партии высокой явки» составили находящиеся у власти губернаторы и мэры, для которых эти выборы – главный экзамен на профессиональную пригодность и административную эффективность. Спущенные со Старой площади «явочные» и «медведевские» проценты, которые должны обеспечить действующие региональные и муниципальные руководители, одновременно являются показателем перспективности региональных и местных властей. От того, насколько реальные показатели явки избирателей и электоральный успех Дмитрия Медведева будут соответствовать «плановым цифрам», в значительной степени зависит и политическая судьба глав регионов и городов страны.
Напротив, активисты «элитного и контрэлитного подполья» в субъектах Федерации, сформировавшие основу «партии низкой явки», заинтересованы в сносе нынешних административных команд в регионах и муниципалитетах. Как правило, это потерявшие власть чиновники, близкие к ним политические и бизнес-структуры, заинтересованные в «административном реванше», в возвращении в заветные кресла. Для «партии низкой явки» крайне выгоден провал электоральных показателей кремлевского инфанта. Ведь в случае низкой явки и соответственно срыва «плановых показателей» в отношении Дмитрия Медведева у «элитного подполья», стремящегося вернуться во власть, есть серьезный шанс спровоцировать гневную реакцию Москвы на нынешнее региональное и муниципальное начальства.
«Война элит», пик которой пришелся на конец февраля, в различных регионах имела свою специфику. Едва ли не самые откровенные формы конфликт между «партиями высокой и низкой явки» принял в Ярославской области, где всего лишь два месяца назад произошла смена губернатора. Тогда патриарха ярославской политики Анатолия Лисицына сменил кремлевский ставленник Сергей Вахруков. Однако местные элиты, отстраненные от власти и бюджета в результате спровоцированных Москвой кадровых рокировок, очень скоро оправились от шока. В итоге, как отмечают эксперты ростовского Института эффективного управления «Система», изучавшие предвыборную ситуацию в Центральном и Южном федеральных округах страны, в регионе возникло настоящее «административно-партизанское движение», целью которого стало возвращение во власть представителей «старой элиты». Как заявил «НГ» директор Института эффективного управления (ИЭУ) «Система» Дмитрий Савельев, механизм реализации плана оказался прост – спровоцировать недовольство нового президента РФ деятельностью действующего главы Ярославской области через «фактический срыв президентских выборов и через снижение электоральных показателей партии «Единая Россия» на выборах в Ярославскую областную Думу», которые также прошли 2 марта. По информации ИЭУ «Система», «ярославская оппозиция намерена дискредитировать фигуру губернатора Вахрукова, опустить электоральную планку Дмитрия Медведева в регионе до 30 процентов и одновременно поднять показатели ЛДПР (основного конкурента «Единой России» в Ярославской области) до 20 процентов и более».
Следует отметить, что надежды «административного подполья», сформировавшего на Ярославщине «партию низкой явки», отнюдь не беспочвенны: экс-губернатор Анатолий Лисицын был в конце декабря 2007 года снят с должности именно за провал электоральных показателей партии единороссов.
Похожим образом обстоит дело и в Волгограде, где, по оценкам местных экспертов, в ходе нынешних президентской и муниципальной избирательных кампаний (2 марта волгоградцы вместе с новым главой государства выбирали и депутатов городской Думы) реализуется сценарий «ревизии итогов выборов мэра областного центра». Поскольку эта попытка ревизии носила агрессивный характер, наблюдатели не исключали, что ее «грязный формат» может негативно сказаться на явке избирателей. Что, в свою очередь, способно повлиять и на итоги президентских выборов в Волгоградской области. Как заявил «НГ» Дмитрий Савельев, «не исключено, что срыв явки избирателей на президентских выборах является одной из главных целей борющихся за власть группировок волгоградской элиты. Поскольку в этом случае будут снижены электоральные показатели Дмитрия Медведева, то в отношении регионального и городского руководства будут предприняты федеральные санкции. В этом как раз и заинтересованы конкуренты действующей власти, рассчитывающие на пересмотр итогов выборов мэра 2007 года».
В отличие от парламентских выборов в декабре 2007 года, где региональные элиты едва ли не единым фронтом выступили в поддержку «Единой России», нынешние президентские выборы не только не привели к консолидации регионального политического класса, но и, напротив, усилили конкурентную борьбу между различными группировками региональной элиты. Процесс избрания нового президента России, обострив конкуренцию внутри региональных элит, расшатал стабильность региональных политических систем, сформированную во время правления Владимира Путина. Очевидно, что задача восстановления этой стабильности станет для администрации Дмитрия Медведева одной из приоритетных.