Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера президент России вместе с лидерами Финляндии и Венгрии Тарьей Халонен и Ференцем Дюрчанем открыли фестиваль финно-угорских народов в Саранске. Они стали свидетелями церемонии, напоминавшей празднование Первого мая с элементами шаманских танцев. «Слышали ли вы голоса торамы?» - возвещал ведущий. И над Саранском раздавались низкие звуки национальной трубы. «Верховное божество любит вас все сильней и сердечней!» - таинственно говорил ведущий, когда на искусственный газон стадиона выходила очередная делегация. Когда пляски финно-угорских народов России и сопредельных европейских государств закончились, на стадион вышли спортсмены, среди которых выделялись мальчики лет четырех отроду. Они несли огромную штангу, раскрашенную в цвета российского триколора. Тарье Халонен так понравилось представление, что она попросила свою охрану принести ей «мыльницу». Финский президент немедленно запечатлела на любительский фотоаппарат происходящее на стадионе.
После церемония открытия фестиваля Путин и его гости отправились осматривать выставку-ярмарку «Город мастеров». На площади напротив стадиона выстроили несколько деревянных домиков финно-угорских народов России, а также Венгрии, Финляндии и Эстонии. Рядом с первой избой сидели мордовские бабушки и пели песни. Президент задержался со старушками, и одна из них по-матерински потрепала главу государства по голове. ═Зайдя в мордовскую избу, Путин, Халонен и Дюрчань выпили браги из ковша. Хозяйка поклялась, что брага была без градусов, поскольку была выдержана всего три дня. Для того, чтобы градусы появились нужно семь дней. «Это наша пепси-кола», - заверила хозяйка. «Вкусно», - хором ответили Дюрчань и Халонен, опрокинув по ковшику.
Видимо, брожение все-таки было активное. Последующие события опровергли версию о том, что принятый лидерами напиток был таким же безобидным, как пепси-кола. У венгерской избушки глав трех государств уже ждали танцоры в национальных одеждах. Женщины были в длинных национальных платьях, а мужчины - в длинных плиссированных юбках. Знающие люди, между тем, утверждали, что танцоры представляли очень воинственное венгерское племя. Еще до прихода лидеров мужчины и женщины начали исполнять зажигательный танец, и не последовать их примеру было просто невозможно.
Дюрчань сначала просто пританцовывал. Финский президент спросила «а вы так можете», показывая на танцоров. Дюрчань сказал «могу» и пустился в пляс с одной из танцовщиц, а потом предложил последовать этому примеру своих коллег. Тарья Халонен застенчиво пританцовывала с одним из венгерских танцоров. Президент России приобнял танцовщицу в красном платье и закружил ее в танце. Танцевал он также хорошо, как и три недели назад управлял комбайном. Показал себя галантным кавалером: закончив танец, поцеловал девушке ручки.
Эстонского президента, чей народ также относится к группе финно-угорских, надо заметить, в Саранск не позвали. Но хозяева следующей ═избы – эстонской - были очень гостеприимны. Они предложили лидерам трех стран запоздалую закуску – черный хлеб. Посещение выставки-ярмарки закончилось посвещением в кузнецы. Глава России уже без пиджака и в рукавицах колотил молотом по наковальне. Когда дошла очередь до Тарьи Халонен, президент Финляндии восторженно произнесла: «Мой дедушка был кузнецом!». Вероятно, после этой фразы коллеги-мужчины должны были поверить, что получится у нее также хорошо, как и у них. Как-то получилось.
Поговорив с руководителями финно-угорских ассоциаций, лидеры отправились в деревню Старая Теризморга. Село стояло в чистом поле, но в спортзале местной школы Путин метнул мяч в баскетбольную корзину. И (о, ужас!) не попал. «Еще раз бросьте, получится┘», - подсказал кто-то из делегации. Но президент решил не рисковать. В конце концов, баскетбол – не его вид спорта. А премьер Венгрии показал мастер-класс.
Из школы президент и его гости отправились в местную церковь. При приближении высокопоставленной процессии зазвонили колокола. Накануне батюшка просил постелить на колокольню фанеру, чтобы звонарю было легче звонить. И он работал на славу.
Следующим пунктом программы был этнографический музей. Пожилая мордовка в национальной одежде бойко объясняла президенту и его гостям особенности национального костюма. Дюрчань привез с собой салфетку с венгерской вышивкой. «Мы тоже делаем такие», - защитила национальную честь экскурсовод. «Все время нужно считать нитки», - взглядом профессионала оценила процесс Тарья Халонен. «Стараемся», - ответила женщина. «Тарья, смотри». – Путин показал на национальные украшения. «Оооо!» - воскликнула Халонен. А я подумала, что женщины всего мира, в том числе и президенты, одинаково реагируют на украшения. «Это тоже элемент нашей национальной одежды», - пояснила экскурсовод. «А как это делается?» - проявила любопытство президент Финляндии, глядя на причудливо завязанный платок на головах мордовских женщин. Процесс выстраивания стоящих на голове углов не показался Халонен легким. «Это утром надо рано вставать», - заметила президент Финляндии. Когда высокопоставленной процессии показали повседневные национальные одежды без вышивки, Халонен немедленно предположила: «Стирать, наверное, легче». «Да вот как-то стираем, привыкли, - заметила мордовка. – Чистый хлопок,═ не линяет». Мужчины со стоическим терпением ждали окончания темы и ═перехода к следующему пункту программы.
«Нашим гостям здесь очень понравилось, - заключил Путин, когда лидеры трех стран, осмотрев музей, вышли к журналистам. – Но это еще не все. Мы съели почти все музейные блинчики. И не только потому, что мы их не кормили целый день, но и еще потому, что их приготовили с душой. Тарья вот тут сказала, что язык – это родина души. Желудок - это родина всего остального». Оставалось только добавить, что и президенты тоже хотят кушать, как и все остальные мужчины.
А потом президент ответил на несколько вопросов. Он сказал, что отношения России и Британии будут развиваться нормально, но «нужно согласовывать любые действия со здравым смыслом». Он пообещал в скором времени «закрыть вопрос» с секретарем Совбеза и заявил, что не видит необходимости в изменении статуса этого органа, подтвердив тем самым версию «НГ». «Есть разные варианты», - сказал Путин о кандидатуре будущего секретаря Совбеза.
Оставался единственный вопрос, который мучил журналистский коллектив, наблюдавший за зажигательными танцами главы государства в столице Мордовии. «Где вы научились танцевать?» - спросила я Путина. «В Саранске и научился. Смотрел, как танцует премьер Венгрии, и попытался повторить», - ответил мне президент.
Саранск