В России через семь лет может появиться новый субъект Федерации. Триумф Сочи, получившего статус олимпийской столицы РФ, и связанные с этим перспективы миллиардных финансовых вливаний в инфраструктуру известного южнороссийского города уже поставили главный курорт страны в особое политическое положение. Лозунг «Все для Сочи, все для победы!» давно уже стал официальным призывом Кремля. И вокруг российского олимпийского проекта сейчас активно формируется новая политическая реальность. Какими именно будут контуры этой реальности и каким станет обратное влияние новой сочинской олимпийской цивилизации на Россию, сегодня не предскажет никто. Однако в том, что это влияние будет очень сильным, сомневаться не приходится.
В ближайшие семь лет в одном из городов Краснодарского края появится очень много денег. Причем объемы инвестиций превысят все мыслимые параметры, о которых только может мечтать любой субъект Российской Федерации. Строительство сочинской олимпийской деревни, являющееся одним из самых ликвидных коммерческих проектов России, неизбежно приведет к появлению особой олимпийской буржуазии (разумеется, крупной), которая станет реальным хозяином самого южного города Краснодарского края. Приоритетное внимание, уделяемое Кремлем олимпийскому проекту, автоматически приведет к формированию особых отношений олимпийской буржуазии и высших федеральных чиновников страны. То, что местная сочинская и краснодарская бюрократия будет быстро интегрирована в эту систему отношений, причем на вспомогательных ролях, также очевидно. В результате олимпийская буржуазия и включенная в олимпийский проект федеральная и региональная бюрократия превратятся в особый сегмент российской политической элиты – олимпийский политический класс. Класс, располагающий своими уникальными возможностями по доступу и освоению огромных финансовых ресурсов, предельно высокими связями, всей полнотой власти в Краснодарском крае, да Южном федеральном округе в целом.
Строительство Олимпийской деревни-2014 неизбежно приведет к полной трансформации города Сочи, сочинского пригородного анклава и черноморской южнороссийской индустрии праздности. Курортная инфраструктура Юга России станет еще более ликвидным бизнесом, а курортная буржуазия (владельцы сетей гостиниц, общественного питания, торговли, мобильной связи, хозяева игорного бизнеса, организованные преступные сообщества, специализирующиеся в курортных городах, руководство местных правоохранительных органов и т.д.) неизбежно будет интегрирована, в том или ином статусе, в новый олимпийский политический класс.
Этот «класс победителей», который в течение ближайших семи лет будет присваивать огромную олимпийскую ренту, уже не смирится с возможностью изменения сочинского статуса после 2014 года. Для сохранения своего лидирующего положения в российской элите «олимпийцам» крайне важно будет политически закрепить особость своего статуса на перспективу. Представляется, что оптимальным сценарием для решения этой проблемы может стать проект выделения Сочи и сочинского пригородного анклава из состава Краснодарского края и создание на их основе нового субъекта Российской Федерации по аналогии с городами Москва и Санкт-Петербург.
Сохранение перспективных политических позиций олимпийской буржуазии в едином Краснодарском крае, очевидно, было бы менее выгодным, чем в отделившемся Сочинском олимпийском районе: не придется затрачивать ресурсы на непрофильные для индустрии отдыха и развлечений активы (сельское хозяйство, социальная сфера края и т.д.), миллиардные средства значительно более интересно сконцентрировать территориально в одном городе, чем размазывать их тонким слоем по всему «краснодарскому бутерброду». Поэтому появление сочинского олимпийского сепаратизма через несколько лет представляется более чем реальным.