Завтра, 20 апреля, Россия отчитается о выполнении первого этапа Конвенции о запрещении химического оружия. Она досрочно, до указанного конвенцией срока – 27 апреля 2007 года, – ликвидировала более 20% боевых отравляющих веществ (свыше 8 тысяч тонн) из 40 тысяч тонн запасов. Произойдет это на торжественном митинге в удмуртском городе Камбарка в присутствии многочисленных столичных и зарубежных гостей, где круглосуточно работает второй по счету в нашей стране объект по детоксикации люизита – отравляющего вещества кожно-нарывного действия. Здесь его до недавнего времени было 6300 тонн.
Правда, слово «досрочно» требует пояснения. По первоначальному плану к 27 апреля 2007 года Россия должна была уничтожить все свои запасы отравляющих веществ (ОВ). Но из-за неготовности материально-технической базы для ликвидации этого оружия и невозможности полноценного финансового обеспечения таких работ (требовалось как минимум 8–10 млрд. долларов, а до 2001 года бюджет выделял ежегодно не больше 500 млн. рублей) Россия, имевшая самые большие запасы ОВ (на «втором месте» США – 36 тысяч тонн), в эти сроки никак не укладывалась. Как и предусматривалось условиями Конвенции, отечественное правительство предупредило об этом Организацию по запрещению химического оружия в Гааге, привело аргументы, почему не может выполнить свои обязательства, и получило отсрочку – к 27 апреля нынешнего года нам разрешили уничтожить пятую часть запасов. Оказалось, теперь можно рапортовать, что сделали это на неделю раньше.
Для того чтобы уложиться в этот срок, России пришлось сначала построить объект по уничтожению химического оружия в городе Горном Саратовской области. Там хранилось 1143,2 тонны иприта, люизита и иприто-люизитных смесей. Все они ликвидированы к концу 2006 года. Второй объект в Камбарке начал свою работу в декабре 2005 года. Третий – в поселке Марадыковский Кировской области – с августа 2006 года. На остальных четырех объектах, возле которых хранятся боевые отравляющие вещества, – в поселке Кизнер (Удмуртия), в Леонидовке (Пензенская область), в Почепе (Брянская область) и в Щучьем (Курганская область) – начинается или заканчивается строительство предприятий по уничтожению запасов химического оружия. Теперь, по новым обязательствам, 45 процентов ОВ Россия должна ликвидировать к 29 апреля 2009 года, а остальные – еще через три года.
Заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности Виктор Холстов, отвечающий в нашей стране за ликвидацию боевых отравляющих веществ, считает, что если работы будут идти в таком же темпе, как сейчас, – только в Камбарке ежедневно утилизируется 9,6 тонны, – то Россия уложится в утвержденные Гаагой сроки.
Помогают решать проблему уничтожения ОВ средства, которые выделило правительство на эту программу. Они составляют 171 млрд. рублей. Причем 160 млрд. будут выделены из госбюджета, остальные – предоставят наши партнеры из-за рубежа. Кстати, расчет на иностранную помощь чуть не сыграл с Россией злую шутку. Один из объектов, который должен был внести ощутимый вклад в уничтожение нашей страной своих запасов ОВ, планировали построить в Щучьем. Там хранится 5462 тонны зарина, зомана и VX-газов – 13,6 процента всех российских запасов, или 9382 вагона, химического оружия нервно-паралитического действия, сосредоточенных в боеголовках тактических и оперативно-тактических ракет и в артиллерийских снарядах. Помочь в его создании нам обещали США, даже назвали сумму, которую готовы выделить на эти цели, – 880 млн. долларов. Но под самыми различными предлогами всячески затягивали выделение средств. Ввод в строй объекта в Курганской области был сорван.
Сейчас наша страна надеется в основном на собственные силы. Хотя и от помощи других государств не отказывается. Но самую большую ей оказывают сегодня не США, а Германия и другие страны Евросоюза.