Этого события на «Севмаше» и на флоте ждали 11 лет: «Юрия Долгорукого» наконец-то спустили на воду.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера в Северодвинске (Архангельская область) у отечественных корабелов прошли торжества по редкому сейчас поводу – впервые за последние 17 лет на воду спущен подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий». Предполагается строительство еще нескольких таких же субмарин класса «Борей» (проект 955). Делегацию высоких московских гостей возглавляли первый вице-премьер правительства Сергей Иванов и мэр столицы Юрий Лужков.
Именно столичный градоначальник вместе с тогдашним руководителем администрации президента Анатолием Чубайсом 2 ноября 1996 года заложили закладную доску крейсера, который должен был вступить в боевой строй ВМФ в 2002 году. По первоначальному проекту крейсер планировалось вооружить модернизированным ракетным комплексом Р-39 «Барк» (РСМ-52 или SS-N-20 Sturgeon по западной классификации), разработанным государственным ракетным центром «КБ имени Макеева» для самых больших в мире подводных крейсеров 941-го проекта «Тайфун». Но ракета «не полетела». Все три ее испытания на полигоне в Белом море закончились неудачей. Было принято волевое решение: «Барк» закрыть, начать проектирование и производство другой – «Булава-30» (SS-NX-30). Работы передали Московскому институту теплотехники (МИТ), известному как разработчик наземного ракетного комплекса «Тополь-М» (SS-27). Предполагалось, что «Булава» будет максимально унифицирована с «Тополем-М». Так как МИТ никогда не делал морских ракет, в соисполнители «Булавы» ему назначили ГРЦ «КБ имени Макеева».
«Юрия Долгорукого» пришлось спешно переделывать, что затянуло процесс. А заодно и повысило стоимость работ. По словам заместителя председателя военно-промышленной комиссии Владислава Путилина, цена разработки выросла по сравнению с проектной в семь раз. А в 2007 году на разработку проекта выделено 742 млн. рублей, а на строительство самого корабля 4,92 млрд.
Но пока строили «Долгорукого», техническая готовность которого на сегодняшний день составляет 82%, заложили еще два корпуса. А «Булаву» спроектировали, как и «Барк», с десятью разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН), но по весу гораздо легче. Новое время – новые материалы, более совершенная электроника как в самой ракете, так и в ее ядерной боевой части...
Тем не менее с «Булавой-30» возникли проблемы. Из пяти ее пусков четыре закончились неудачей. Последняя 24 декабря прошлого года. Директор и генконструктор МИТ Юрий Соломонов объясняет проблемы с испытаниями ракеты объективными сложностями создания новой высокоинтеллектуальной техники и субъективным фактором – «откровенным разгильдяйством, связанным с несоблюдением технологической дисциплины при изготовлении и освоении новых разработок». А глава Роскосмоса Анатолий Перминов (его ведомство отвечает за создание ракетной техники для нужд обороны) говорит, что для постановки «Булавы» на вооружение потребуется не пять-шесть испытательных пусков, а как минимум 12–14.
Бывший начальник 4-го НИИ МО России, занимавшегося ядерным планированием, генерал-майор в отставке Владимир Дворкин, сам неоднократно принимавший участие в испытаниях стратегических ракет, заявил обозревателю «НГ», что «неудачные пуски БРПЛ «Булава» на начальном этапе летных испытаний – обычное явление при отработке новых стратегических ракет и не заслуживают искусственно поднятого в СМИ волнения». «Насколько мне известно, – сказал он, – технологические и конструктивные причины отказов выявлены и устраняются, а эффективность доработок должны подтвердить последующие испытания». С ним солидарен и главком ВМФ Владимир Масорин.
«Мы знаем, где были «больные места» у ракеты, – сказал он. – И надеемся, что мы их вылечили». Следующий испытательный пуск, сообщил адмирал, запланирован на июнь 2007 года. «Юрия Долгорукого», как сообщил «НГ» Владимир Дворкин, ждут ходовые испытания. Тогда и появится возможность без спешки выявить и устранить все технологические дефекты, неизбежные на головном корабле нового проекта. «Потенциал ядерного сдерживания России никоим образом не пострадает, если «Юрий Долгорукий» с «Булавой» выйдет на боевое патрулирование на год-два позже», – заявил генерал.