Григорий Явлинский приоткрыл закулису своих переговоров с СПС.
Фото Ярослава Славянова
Субботний съезд СПС, где Никита Белых публично зарекся объединяться с «Яблоком», так сказать, отряхнув «яблочный» прах со своих ног, возымел неожиданный и яркий эффект. Григорий Явлинский впервые зафиксировал срыв многолетних переговоров с оппонентами «Союза правых сил» и откровенно прокомментировал его причины. Произошло это в эфире РЕН-ТВ, в недельном обзоре Марианны Максимовской. Попутно главный яблочник сделал еще несколько заявлений, но уже в русле своих постулатов последнего времени, удививших гораздо меньше.
Интрига с СПС получилась совсем незамысловатой. Оказывается, все то время, пока демократическая общественность страны ломала головы над причинами разногласий в «стане либералов», внутри стана шел элементарный торг: яблочники требовали у «союзников» отречься от главного своего спонсора – главы РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса, а те, ясное дело, отказывались. И только накануне Белых дал Явлинскому окончательный ответ – отрицательный. Что, впрочем, можно было предположить, учитывая внутрипартийное положение главного финансиста структуры. Лидер «Яблока» подчеркнул: госчиновник не может быть хозяином оппозиционной политической структуры, это ему не по статусу. А если может (значилось в плохо скрываемом подтексте выступления), то такая партия априори теряет право именоваться оппозиционной.
Не менее важной выглядит и другая часть высказываний яблочника. Явлинский, в который раз повторив, что итоги выборов 2007–2008 годов наверняка будут фальсифицированы, поставил под сомнение свое участие в обеих кампаниях. Правда, окончательно не отказался, пообещав, что сообщит о своем решении позже. Надо понимать, он посмотрит на поведение властей – насколько действия последних будут соответствовать высоким принципам демократии, в которых воспитаны его сподвижники.
Не боится ли Явлинский остаться в одиночестве? Как выяснилось, тревога такого рода лидера не посещает. Партиец бодро перечислил союзников – Экологический союз и Комитет солдатских матерей, с которыми у него заключены соглашения о сотрудничестве. Заметим: полного слияния с этими структурами так и не произошло – обе просто образовали внутри партии свои фракции, так сказать, группы по интересам. Потому что фракционность подразумевает по меньшей мере отсутствие полного согласия в рядах структуры. Если таковое существует, то возникает вопрос, кто кого сторонится.
Явлинский был спокоен и благообразен. Так, словно выборы в парламент состоятся по меньшей мере лет через пять. Остроумно упрекнув ведущую за излишнюю нервозность по поводу собственного партийного будущего, главный яблочник страны заверил ее в блестящих перспективах собственной структуры. И смело ответил на каверзный вопрос о партийных финансах. Много денег получено от сочувствующего населения, однако главная составляющая – удесятеренное вспомоществование от государства. То есть в этом году доля поддержки «Яблока» из бюджета страны увеличилась ровно в 10 раз. Страна, видимо, по достоинству оценила этот питомник высоких демократических принципов.
Между тем в тот же субботний день у партии случилась неприятность. Председатель московского отделения партии «Яблоко» Валерий Бакунин, члены партии Олег Сольский и Геннадий Хрячков на заседании областной конференции подали заявления о выходе из партии в связи с переходом в «Союз правых сил» и участием в выборах по их избирательному списку. Дело в том, что незадолго до этого яблочники отказались поддержать предложение Бакунина о поддержке списка СПС. Конференция «Яблока» по переизбранию руководства партии и выдвижению кандидатов в областную Думу, выборы в которую состоятся в марте будущего года, должна пройти 21 декабря. Предположительно список возглавят заместители председателя РОДП «Яблоко» депутат Государственной Думы Галина Хованская и академик Алексей Яблоков.