0
544
Газета Политика Интернет-версия

07.09.2006 00:00:00

Путин не доехал до тюрьмы

Тэги: мбеки, юар, путин, россия


В прежние времена присвоение СССР статуса борца с апартеидом дало свои экономические плоды – спустя десятилетия. ЮАР, чьи сегодняшние руководители учились в СССР технике ведения партизанских войн, готова создать режим наибольшего благоприятствования российским компаниям. Вчера на встрече Владимира Путина и Табо Мбеки с деловыми кругами России и ЮАР ее участники не раз вспоминали, как Советский Союз спасал борцов с апартеидом от страшных тюрем. Заметим, в самую страшную тюрьму ЮАР на острове Роббен, где многие годы провел Нельсон Мандела, Путин не попал, но видом двух океанов – Тихого и Атлантического, который открывается с мыса Доброй Надежды, перед отлетом в Марокко он успел насладиться. После посещения Cape Point Путин по-народному отобедал в ресторанчике с видом на океан. Ресторан, замечу, на время его посещения не перекрывали и рядом с президентом сидели обычные туристы. Путин заказал греческий салат, а на горячее – огромное блюдо с различными морепродуктами из двух океанов. Как сказала мне официантка, обслуживающая президентский столик, о возможном визите президента они знали в понедельник.

«Думаю, вам надо посещать ЮАР каждые 6 месяцев. Так я могу видеть наших предпринимателей, что мне случается делать нечасто», – блистал остроумием южноафриканский президент. Накануне, напомним, он пожелал Путину, чтобы его самолет не вылетел из Кейптауна вовремя. Это, по мнению Мбеки, помогло бы президенту увидеть как можно больше местных достопримечательностей. Подводя итоги визита, Мбеки заметил, что «все, что мы делали, – это пили чай и кофе». «Также у нас были совместные обеды и ужины», – поделился подробностями визита Путина в ЮАР его южноафриканский коллега. Вероятно, такое времяпрепровождение помогло Мбеки почувствовать «огромное удовлетворение от этого визита».

Южноафриканский президент также вспомнил об исторической для него встрече с Путиным летом прошлого года в Шотландии во время саммита «большой восьмерки». «Я протестовал!.. – произнес многозначительно фразу Мбеки, и зал оцепенел. – Российский президент послал мне набор для игры в шахматы». Становилось все более и более непонятным, против чего протестовал в Шотландии президент ЮАР. «Вы представляете, шахматные фигуры представляли собой солдат времен войны 1812 года, а некоторые из них – с портретами Наполеона и русского царя... Вы не можете играть в шахматы этими фигурами, – буквально вскричал южноафриканский президент. – Ими можно только восхищаться! Это сказывается на моем уровне игры в шахматы». После этого пятиминутного спича наконец стало понятно, что южноафриканский президент протестовал не против прихода российских инвестиций в экономику своей страны, а против самого подарка.

По длинной, весьма бессвязной и мало содержательной речи президента ЮАР становилось понятно, почему южноафриканский бизнес не слишком стремится часто видеть руководителя своей страны. Предавшись воспоминаниям о событиях не столь отдаленной давности, президент ЮАР перешел к воспоминаниям о временах Советского Союза. «Мы всегда звонили в Москву и говорили – нас выгоняют из Африки», – с благодарностью вспоминал Мбеки времена дружбы СССР и борцов с апартеидом. Под конец своего выступления, длившегося в два раза дольше, чем намечено по регламенту, Мбеки наконец-то перешел к теме встречи, а именно – к взаимоотношению российского и южноафриканского бизнеса.

«Спасибо за то, что вы приехали, – сердечно поблагодарил Мбеки российских предпринимателей, – это дает нам возможность увидеть ваши лица». К счастью, Владимир Путин был более конкретен. Он вновь повторил, что российские власти не удовлетворены сегодняшним уровнем делового партнерства между Россией и ЮАР. Путин говорил о возможном сотрудничестве двух стран в мирном использовании атома, совместной реализации проекта по строительству инфраструктуры в газовой сфере, разведки полезных ископаемых, а также планов по поставкам российского сжиженного природного газа на южноафриканский рынок. «В свою очередь, нас интересует опыт глубокой переработки попутного газа в синтетическое топливо», – отметил российский президент.

Оторвавшись от написанной речи, Путин привел несколько особо значимых для него примеров российско-южноафриканской дружбы. «Вчера на торжественном приеме мы с удивлением услышали исполнение нашего гимна на блестящем русском языке, что было для нас полной неожиданностью», – обратил внимание собравшихся Путин. Он также сказал, что некоторые руководители ЮАР называют своих детей русскими именами. Годы учебы в СССР для представителей Южной Африки, по мнению президента, не прошли бесследно: «Один из присутствующих учился в нашей стране, доучился, вернулся и попал в тюрьму». Путин кивнул в сторону одного из министров ЮАР: «Вот он сидит, улыбается... Судя по тому, что он вчера был на торжественном приеме, положение его сейчас не так уж плохо». Про себя же Путин сказал, что тоже учился «в родственном учреждении»: «Дела у меня не так уж плохи». Имел ли в виду российский президент под «родственным учреждением» Ленинградский государственный университет или иное «учреждение», готовившее специалистов с холодными головами и горячим сердцем, осталось неизвестным.

А у главы «Реновы» Виктора Вексельберга, помимо подписанных вчера соглашений, были и другие впечатления о визите в Южную Африку, которыми он поделился с участниками мероприятия. «Вчера после торжественного приема я вышел за пределы территории и стоял 10 минут в ожидании машины, чтобы ехать на следующую встречу. То, что я из России, можно было понять по флагу, который был у меня на бадже. За эти 10 минут ко мне подошли трое прохожих и остановились две машины, откуда люди кричали «Приветствуем Россию».

А представитель южноафриканского бизнеса Патрис Монцепе предался воспоминаниям о памятных для южноафриканского сердца временах СССР. «Тогда мы росли и знали, что наши лидеры находятся в изгнании в России. Мы не знали, где это, но знали, что где-то это находится, – проявил знание географии бизнесмен. – Здесь я узнаю многие лица, они являются руководителями крупного бизнеса». О сегодняшней России, как выяснилось, в Африке знают не намного больше: «Сегодня мы в Африке говорим: Путин – это человек, которого любит народ».

Кейптаун


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Анастасия Башкатова

Для одних быстрые кредиты – способ создать видимость престижного потребления, для других – уже зависимость

0
1242
Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Дарья Гармоненко

Системная партия пошла в суды для защиты своих кандидатов и политзаключенных

0
1108
Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Игорь Субботин

Турции становится все труднее лавировать между Америкой и Россией

0
1317
Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Екатерина Трифонова

Адвокаты продолжают безнадежную борьбу с обвинительным уклоном государства

0
1243

Другие новости