Вчера в Афинах прошли трехсторонние переговоры руководителей России, Болгарии и Греции о строительстве нефтепровода Бургас–Александруполис. Владимир Путин, Костас Караманлис и Георгий Пырванов в очередной раз решили ускорить реализацию проекта. Напомним, что строительство Бургас–Александруполис в обход турецких проливов общей протяженностью 280 км и пропускной способностью от 35 до 50 млн. тонн. обсуждается еще с начала 90-х. В принятой по итогам Декларации о сотрудничестве в области энергетики нефтепроводу посвящен лишь один абзац. «Стороны приняли на себя обязательство ускорить процедуры, необходимые для создания международной проектной компании и подписания межправительственного соглашения по поддержке проекта строительства нефтепровода до конца года», – говорится в документе.
«Стране требуются дополнительные экспортные маршруты», – объяснял журналистам накануне переговоров глава «Роснефти» Сергей Богданчиков. По его словам, Россия получит дополнительные возможности экспорта нефти в Америку и в Юго-Восточную Азию с помощью глубоководного порта в греческом Александруполисе. Стоимость проекта, по мнению Богданчикова, может составить 1 миллиард долларов, а его строительство начнется не ранее 2009 года. Отвечая на вопрос корреспондента «НГ» о структуре собственности будущего оператора трубопровода, Богданчиков уверенно заявил, что «контрольный пакет акций будет у российских компаний». В их числе он назвал «Роснефть», «Газпромнефть», «Транснефть» и ТНК-ВР. Однако «форма их сотрудничества пока не определена». «Российские компании смогут гарантировать поставки в запланированных объемах?» – спросила я. «Есть абсолютная уверенность, что трубу удастся заполнить», – ответил мне Богданчиков. Я напомнила главе «Роснефти» о недавнем заявлении главы российского представительства Сhevron, в котором он фактически дал понять, что компания выходит из проекта. Но оказалось, что при декларируемой уверенности в возможностях заполнить трубу «Роснефть» по-прежнему рассчитывает на помощь американских нефтяников. «Наша позиция такая: Сhevron изучает этот вопрос», – ушел от ответа Богданчиков.
В Афинах главы России, Греции и Болгарии обсуждали не только строительство нефтепровода, но и в целом сотрудничество в энергетике. Однако содержание принятого тремя лидерами в греческой столице документа в целом соответствует его названию, то есть носит весьма декларативный характер. Так, в нем вновь повторяются хорошо знакомые тезисы об энергобезопасности, а также о формировании прозрачных условий для производства и поставок энергоносителей и доступа к рынкам их сбыта. Косвенно звучит и любимая официальной Москвой идея обмена энергоактивами. Что касается перспектив транзита российского газа в Западную Европу через территорию Греции, то выражены они в документе весьма туманно. В декларации лишь говорится о сооружении новых газотранспортных сетей и газохранилищ, а также о реализации совместных проектов по транспортировке газа.
О сотрудничестве в сфере электроэнергетики сказано также весьма лаконично и расплывчато. В документе лишь говорится о необходимости обеспечить приток инвестиций для строительства новых и модернизации существующих электростанций. Какие-либо намеки на то, что российскому «Технопромэкспорту» все-таки необходимо построить две гидроэлектростанции общей мощностью 820 мегаватт (проект был приостановлен из-за протестов экологов), в декларации отсутствуют.
Заметим, что визит россиян в Афины не обошелся без эксцессов. Так, на встречу Путина с греческим премьером , предшествовавшую трехсторонним переговорам, не был допущен пресс-секретарь Путина Алексей Громов. Охрана сочла, что обозначение на его бадже не дает ему права прохода в резиденцию премьера Греции. А на протокольной части переговоров журналисты так и не смогли узнать, что же сказал Караманлис, – дверь его кабинета была настежь распахнута, и, кроме внешнего шума, ничего не было слышно.
Афины
Продолжение темы см. Новое открытие Африки