Вчера на встрече с главой государства министр финансов Алексей Кудрин в закрытом режиме представил президенту свои предложения по ограничению доли нефтегазовых доходов в расходах бюджета. Руководитель Минфина хотел бы законодательно ограничить эту долю на уровне 2,8% ВВП. В открытой же части встречи глава финансового ведомства продолжил скрытую полемику со своим оппонентом – руководителем Минэкономразвития Германом Грефом.
Напомним, что на прошлой неделе глава финансового ведомства через СМИ раскритиковал бюджет на будущий год, предусматривающий резкий рост непроцентных расходов. Это требование Кудрина наряду со стремлением ограничить рост инфляции и не допустить сильного укрепления рубля вступили в противоречие с планами Грефа обеспечить бюджетные инвестиции. В прошлый четверг, представляя на правительстве бюджет-2007, Кудрин потребовал ограничить рост непроцентных расходов, которые выросли на 1,1 трлн. руб., или на 25,6%. По сути, главе Минфина приходится брать на себя ответственность за бюджетную политику, которая его не устраивает.
В начале беседы Кудрин рассказал главе государства о ходе работы над бюджетом. «Сегодня уже подправленный в связи с замечаниями бюджет Министерство финансов вносит в правительство, а в субботу он будет направлен в Думу», – сообщил министр. «Есть какие-то вопросы, которые не удалось согласовать с ведомствами?» – строго поинтересовался президент. «Ни одно предложение ни одного министерства не оставлено без внимания, – клятвенно заявил Кудрин. – И вот этот 1 триллион 110 миллиардов рублей прироста внебюджетных расходов учел в основном все основные пожелания министерств и ведомств. Есть и те, которые отклонены как менее обоснованные, второстепенные».
«Я почему спрашиваю┘ – счел нужным объяснить подчиненному свои действия глава государства, – потому что нужно, чтобы правительство выступало единой командой в парламенте, чтобы не было отдельного отраслевого лоббирования, чтобы депутатов не смущали и не путали». – «Я думаю, так и будет, – скрепя сердце успокоил Путина министр, – потому что накануне правительство консолидированно вырабатывало свое мнение и по всем предложениям депутатов».
«Вы с МЭРТом как согласовали основные параметры следующего экономического года?» – надавил на больную мозоль Кудрина президент. По словам министра, правительство утвердило, что в этом году экономический рост составит 6,6%, а в следующем году – 6%. При этом инфляция в 2007-м не должна превысить 8%. «Министерство финансов сделало свои замечания, – заметил Кудрин. – Высокие цены на нефть могут добавить нам, что называется, рисков и работы. Думаю, в рамках инструментов политики Центробанка и правительства эта задача абсолютно выполнима». – «Таким образом, у Министерства финансов более жесткие взгляды на макроэкономику, – добавил министр. – Но я думаю, что с учетом тех вилок или тех предположений, которые высказаны в прогнозе, эти основные показатели прогноза выполнимы, мы их согласовали, и сегодня это консолидированная позиция Минфина и МЭРТа». Таким образом, Кудрин фактически дал понять президенту, что ни одно из министерств не захотело брать на себя ответственность за одобренные прогнозные показатели, на всякий случай поставив их в зависимость от всяких «вилок и предположений».
«Алексей Леонидович, статистика и реальное положение в экономике показывают, что укрепление рубля может быть критическим в этом году для нашей национальной экономики, – задал главный вопрос президент, как всегда подавшись при этом вперед. – Что вы по этому поводу думаете? И что вы и Центробанк планируете делать в этом направлении? Мои контакты с руководителями крупных компаний говорят о том, что у них еще есть запас прочности. Они еще готовы к достаточно эффективному развитию в ближайшей перспективе, но если так будет продолжаться, то вы создадите для них проблемы┘» – «Владимир Владимирович, – начал Кудрин, – есть однозначная оценка этой ситуации. Она у нас единая с Минэкономразвития. Дело в том, что укрепление рубля, безусловно, снижает конкурентные способности нашей промышленности и, в частности, больше уязвимости перед импортом. Импорт прирастет в следующем году на 27%...» – «Вчера я только встречался с руководителем Федеральной таможенной службы. Он с гордостью мне отрапортовал, что сборы по импорту серьезным образом увеличиваются. Молодцы они, что изымают все, что нужно. Но это говорит о том, что импорт резко растет. И это тоже одно из последствий укрепления рубля», – блеснул экономическими знаниями президент.
Глава Минфина согласился. Кудрин заметил, что в России как в стране – экспортере нефти такая опасность укрепления больше, чем в других странах. «Только механизм Стабфонда на 80% может взять на себя, по сути, нагрузку предотвращения такого дополнительного укрепления, – напомнил министр необходимость снижения цены отсечения в фонд (сейчас в него попадают доходы от экспорта нефти при цене выше 27 долл. за баррель. – «НГ»). – И еще дополнительные меры – это прежде всего меры, связанные с действиями Центрального банка еще на 20%». – «Как только правительство увеличивает свои расходы за счет нефтегазовых доходов, тогда такое дополнительное укрепление может случиться», – отметил глава Минфина. Как сказал Кудрин, темп укрепления рубля составит примерно 4,7% среднего эффективного курс: «Это самый низкий запланированный темп за все последние годы. Но как всегда, цена на нефть, побивая все рекорды, может увеличить риски. Поэтому наша задача сейчас на ближайшие год, два, три – более строго, чем раньше, планировать расходы за счет нефтегазовых доходов». Кудрин рассказал, что Минфин подготовил предложения по более строгому ограничению расходов, связанных с доходами от нефти. «Что и будет главной мерой по предотвращению дальнейшего укрепления, – заметил министр. – Риски сохраняются. Нужно сделать таким образом, чтобы темпы укрепления рубля были на 100% контролируемыми. Я хочу представить вам основные предложения по нефтегазовому балансу бюджета, что и будет одним из основных мер по сдерживанию». В этот момент журналистов попросили оставить главу Минфина и президента наедине.
Сочи