В Минюсте, Федеральном агентстве по печати и средствам массовой информации («Роспечати»), Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия до сих пор не знают, как отслеживать экстремистские материалы. Идея, по поводу которой в конце января ломали копья депутаты Госдумы, общепалатники и правозащитники, о составлении списка экстремистской литературы приказала долго жить. По мнению чиновников, процедура составления списка не предусмотрена законом.
Напомним: мысль о создании списка запрещенной литературы была впервые высказана 27 января на круглом столе нижней палаты, где под председательством руководителя парламентского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова обсуждались поправки, усиливающие ответственность за экстремистскую деятельность. Крашенинников поддержал адвоката, члена Общественной палаты Генри Резника и главу Московского бюро по правам человека Александра Брода.
Генри Резник пояснил «НГ», что считать составление списка экстремистских изданий его инициативой неправильно: «Почему никто не читает Закон «О противодействии экстремистской деятельности»? Там прямо предписывается Минюсту составление списков экстремистских изданий – на основании решений судов, российских и международных». Кроме того, сообщил адвокат, законом предписывается включение в число экстремистских трудов руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии и фашистской партии Италии. Создаются ли сегодня такие списки, адвокат не знает.
Крашенинников почти дословно повторил слова адвоката. А Александр Брод сообщил «НГ», что пока механизм составления таких списков не работает и официальных реестров экстремистских материалов не существует. Впрочем, правозащитник считает возможным включение в такие списки произведений некоторых российских авторов – Бориса Миронова, Александра Севастьянова, Юрия Мухина, Олега Платонова, Александра Аратова, но подчеркнул, что для этого необходимо экспертное заключение и решение суда. Сейчас Московское бюро по правам человека готовит к публикации собственные списки российских экстремистов и фашистов – презентация брошюры «Подстрекатели» состоится 17 марта.
В Минюсте составлением подобных списков не занимаются. Как сказал корреспонденту «НГ» начальник секретариата Федеральной регистрационной службы Минюста Геннадий Алибеков, у его ведомства «для такой деятельности нет никаких технических возможностей». По мнению сотрудников Минюста, отслеживание экстремистских материалов – дело агентств Министерства по культуре и массовым коммуникациям. Но в пресс-службах агентств отвергли возможность составления в их ведомствах таких списков.
Павел Крашенинников прокомментировал ситуацию так: «Эта межведомственная чехарда – нарушение прав граждан, которая к тому же приводит к неоправданной трате бюджетных средств, когда следователи, рассматривая дела, вынуждены проводить экспертизу. Когда есть список – работать легче».
Из Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»
Ст.1, пункт 4: «Экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы».
Ст. 13: «Копия вступившего в законную силу судебного решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере юстиции».