О гендерной политике государства принято у нас говорить только по случаю женского праздника. Может, потому, что в другие дни граждане и государственные деятели заняты решением более важных проблем – пенсионных, армейских и международных. То есть ХАМАС беспокоит людей не в пример чаще, чем проблема равноправия женщин. Между тем по гендерной части мы сильно отстаем от западных стран, где феминистки бились за свои права еще в конце позапрошлого века и сегодня успешно завершилась образованием десятков организаций, пристально отслеживающих процесс.
В России, по мнению председателя комитета по делам семьи и молодежи Москвы Олега Пильщикова, по-прежнему существует дискриминация граждан по половому признаку. В 2005 году в столице, например, было официально зарегистрировано около 35 тыс. безработных, из которых 25 тыс. человек составляли женщины. То есть – 74,4%. Каждая десятая из них – мама с несовершеннолетним ребенком на руках. Пильщиков назвал цифры «кричащими» и не соответствующими Конституции. А также – политике государства, якобы поощряющему рождаемость. Правда, специалист по делам семьи тут же отметил рост рождаемости в Москве.
Большой политикой в гендерной области занимаются у нас в основном сами женщины. Во всяком случае, автором соответствующего закона, призванного исправить положение в этой области и принятого Госдумой в первом чтении еще два года назад, является депутат Екатерина Лахова.
Любопытно, что современная Россия сильно проигрывает в этом смысле не только Западу, но и себе самой – доперестроечной. Квотирование женщин в представительных органах власти было одной из важных сторон тогдашней управляемой демократии. И даже в ряды КПСС было принято приглашать разнополых граждан в определенной пропорции.
О квотах забыли в 90-е. Одновременно выяснилось, что электорат вовсе не является приверженцем идей женского равноправия. Процесс вымывания представительниц слабого пола из органов власти различного уровня продолжался недолго. Ушла из нижней палаты вместе с СПС Ирина Хакамада, глава влиятельнейшего Союза солдатских матерей Валентина Мельникова влилась в карликовую Республиканскую партию, Элла Памфилова, покинув думскую трибуну, заняла негромкий пост в президентском Совете по правам человека, во многом дублирующем должность Владимира Лукина.
Руководитель Центра изучения элит Ольга Крыштановская не видит в этом противоречия: западная публика, на ее взгляд, тоже достаточно равнодушна к гендерным делам, и 44% женщин в скандинавских парламентах – скорее заслуга местных законов об обязательном квотировании. Россиянки, считает политолог, пока не осознали собственных интересов в полной мере.
Перед праздником Дума обсудила на одном из круглых столов невеселое положение дел в гендерной области с приглашенными экспертами. Представленными в подавляющем большинстве заинтересованным полом. Говорили о том, в каком направлении корректировать законопроект «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации». Этот документ нижняя палата прошлого созыва приняла в первом чтении еще 16 апреля 2003 года – явно с прицелом на предстоящую избирательную кампанию. Показателен был и список авторского коллектива, в котором можно заметить лидеров 3 наиболее крупных тогда думских фракций Вячеслава Володина, Олега Морозова и Геннадия Райкова, вдохновляемых Екатериной Лаховой, старейшей – по числу созывов, а не возрасту, конечно, – женщиной-депутатом.
Таким образом, «Единая Россия» – будущий фаворит декабрьских выборов 2003 года – дала избирателям-женщинам ясный сигнал, за кого им следует голосовать. Хотя, если разобраться, ничего особенного, кроме многократного повторения конституционного тезиса о равенстве мужчин и женщин, в законе и не было. Если прочитать, например, статью о «формировании состава руководящих структур государственных органов и органов местного самоуправления», то легко убедиться в том, что текст представляет собой лишь многословное изложение ее же собственного названия.
По тому же принципу построены и все остальные декларации, записанные в законопроект. Равные права в сферах просвещения, образования и науки? Записано: равноправны. Требуется указать, что и в социально-экономической деятельности дискриминации быть не должно? Так и пишем: госорганы обязаны «обеспечивать мужчинам и женщинам равную возможность доступа к экономическим ресурсам общества, в том числе движимому и недвижимому имуществу, земле, финансовым средствам, информационным ресурсам, а также в свободно избранным роду деятельности и профессии». И так далее, и тому подобное. Единственное конкретное предложение: при наборе на госслужбу по итогам конкурса его победителем должно стать лицо того пола, представителей которого в данной структуре – меньшинство.
Однако именно эта и другие статьи, едва лишь намекающие на квотный принцип, как раз из законопроекта сейчас и убираются. Единороссы ссылаются при этом на волю Владимира Путина. Вчера глава думского комитета по делам общественных объединений Сергей Попов сказал, что «игнорировать предложения президента мы не имеем права, их надо принимать точно так же, как и замечания правительства и нашего правового управления». Попов подчеркнул, что заключение президента подписано им собственноручно и главная мысль документа в том, что авторы закона, стремясь к равноправию, предлагают нарушить Конституцию. Ведь если кому-то при поступлении на госслужбу будет отдано предпочтение по половому принципу, то проигравший окажется подвергнутым дискриминации.
Вчера Лахова призвала согласиться на выхолощенный вариант закона, а депутат питерского Заксобрания Владимир Еременко пообещал, что на местном уровне такого же рода законопроект сейчас уже готовится к обсуждению. И вывел дискуссию на партийный уровень, объявив, что большинство фракций ЕР в петербургском парламенте пока идей такого рода не разделяет. Сергей Попов тему сразу же подхватил, пояснив, что если текст закона не будет максимально согласован, то руководство «Единой России» о его поддержке никогда не заявит. И совсем уж прояснилось политическое значение законопроекта о гендерном равенстве после объявления Лаховой о том, что документ будет принят скорее всего уже весной следующего года. Напомним, что очередные выборы в Государственную Думу, в свою очередь, планируется провести в декабре 2007 года. Кроме того, как стало известно корреспонденту «НГ», «Единая Россия» разослала недавно строгую инструкцию в свои провинциальные отделения: партсписки к осени должны как минимум на треть состоять из представительниц прекрасного пола.
Если соотнести эти сообщения с датой предыдущего принятия законопроекта – в первом чтении, предшествовавшего кампании 2003 года, стоит задуматься: не есть ли оживление на гендерном фронте верным признаком приближающихся досрочных выборов?