Соколов уверен, что СМИ должны выработать меры по самоограничению.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Вчера главы трех комиссий Общественной палаты навестили Министерство культуры, чтобы обсудить вопросы двустороннего сотрудничества. Мероприятие проводилось в закрытом режиме. Однако закончилось ко всеобщему удовольствию: судя по счастливым лицам приглашенных общественников, постфактум поделившихся с журналистами результатами переговоров, ОП нашла-таки общий язык с правительством.
Центральным вопросом на пресс-конференции стал «карикатурный» скандал. СМИ сами должны предложить меры по ограничению публикаций материалов, способных оскорбить чувства верующих, сказал журналистам министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов.
И добавил: «Инициатива должна исходить из тех кругов, где создаются эти тексты и формируется позиция редакции».
Таким образом он прокомментировал появившиеся вчера утром заявления Росохранкультуры о том, что в случае опубликования в СМИ материалов, оскорбляющих религиозные чувства верующих, к СМИ будут применены меры, предусмотренные законодательством, вплоть до лишения их регистрации. «Со стороны Росохранкультуры были предприняты определенные шаги, но это инициатива упреждающего действия, это напоминание, а не диктат», – подчеркнул А.Соколов.
Участвовавший в пресс-конференции глава комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ Павел Гусев подчеркнул, что к этому вопросу необходимо подходить осторожно: «Если власти России примут очень жесткие меры запрещающего характера, которые могут не соответствовать тем законам, которые уже приняты, это вызовет ответную реакцию и, может быть, не совсем правильную, в СМИ». От имени палаты Гусев попросил коллег по перу «воздержаться от очень жестких и резких заявлений в отношении скандала».
Корреспондент «НГ» поинтересовалась у организаторов встречи: по чьей инициативе состоялось рандеву? Президент Славянского фонда и зампредседателя комиссии ОП по сохранению духовного и культурного наследия Галина Боголюбова отметила, что Александр Соколов стал первым министром, который сам выступил с инициативой такой встречи: «Он, собственно, и свел наши три комиссии вместе, мы посмотрели друг другу в глаза и нашли точки соприкосновения». Боголюбова сказала корреспонденту «НГ», что намерена «выбивать из министерства бюджетные деньги»: «Минкультуры может сказать – с деньгами плохо. Но мы будем действовать как лоббисты, как таран...» Не остался в стороне от проблемы лоббирования и глава комиссии ОП по культуре, режиссер театра «Et Cetera» Александр Калягин, затронувший на встрече с министром вопрос «о поддержке творческих союзов, способных помочь развитию культуры в стране».
Заметим: уже вторую неделю главы комиссий Общественной палаты проводят совместные совещания с профильными министерствами. Как правило, на территории последних. Или в ходе совместных вояжей в регионы, например, в целях инспекции армии на предмет дедовщины. Итоговые заседания комиссий проводятся – и это тоже становится правилом – в закрытом порядке.
Между тем, если кто помнит, палата мыслилась ее создателями, в том числе и главой государства, именно как росток гражданского общества. Который, хоть и был выращен поначалу в тепличных условиях президентской администрации (напомним, первые 42 человека в составе ОП были утверждены Владимиром Путиным), потом планировалось высадить на независимую от власти грядку. Чтобы палата имела возможность в нужный момент возвысить свой голос в защиту попранных прав тех самых граждан.
Похоже, палата не спешит оторваться от материнской груди. Слабые признаки возражений в адрес государственных установлений можно было проследить лишь при ее рождении, совпавшем с прохождением в Думе закона об НПО и НКО. Сегодня каждая комиссия ОП оказалась «прикрепленной» к какому-либо министерству. Общественники установили плотные контакты с руководством профильных правительственных подразделений, которое, в свою очередь, охотно приглашает к себе «на огонек» коллег по профессии – поговорить о том о сем.