В политике, считает Платонов, должно быть
– Владимир Михайлович, почему в последнее время так много известных политиков ринулись занимать места в партийных списках на выборах в Мосгордуму?
═
– Возможно, интерес к Московской городской Думе пробудило изменение законодательства, и теперь не москвичи, а их представители во власти – депутаты будут избирать мэра города. Кроме того, есть регионы-реципиенты, а есть доноры. Мы являемся донорами. Мы зарабатываем больше других.
Пополнение бюджета страны от Москвы происходит в отдельные месяцы в пределах от 25 до 40 процентов.
═
– Если лидеры победивших партий после выборов не воспользуются мандатами, не будет ли это обманом избирателей?
═
– Люди не любят, когда их обманывают. И я считаю, что должно честно звучать следующее: я иду для того, чтобы вместо меня остались люди, которым я доверяю. Это не запрещенный способ привлечения внимания – известный политик своим именем гарантирует работу своих единомышленников. Это невозможно осуждать. Это нормальная политическая борьба.
═
– Недавно стало известно о том, что Лужков скорее всего возглавит список «Единой России» на выборах в МГД. Одновременно депутат ГД, единоросс Александр Лебедев заявил о готовности представить свой список, «антилужковский». У медведей снова растет крыло? Или федеральный Центр хочет таким образом продемонстрировать московскому мэру возможность ротации?
═
– Список «Единой России» может появиться только на съезде. Именно там он и появится. Черновиков, проектов будет множество. А вот утвержденный партией список будет один. Что касается Лебедева – это его дело. Вы спросите у Лебедева – почему он это говорит? Это очень похоже на то, что он хочет привлечь к себе внимание. В политике самый короткий путь к известности – через скандал. Но дело в том, что от политика требуется еще и работа. Заявить, что «все плохо, я приду и все будет хорошо, только изберите», напоминает мне хрестоматийные обещания женщины легкого поведения: заплати, и потом у тебя все будет хорошо. В политике должно быть не меньше осторожности, чем при общении с представительницами древнейшей профессии. Я уже говорил: слава богу, граждан все сложнее и сложнее обманывать на выборах. Изменились люди, изменилась ситуация. Перед москвичами стоит задача избрать именно тех людей, которые не устроят в политике, в городской власти цирк. Серьезно можно относиться лишь к тому партийному списку, который утвержден съездом. Отдельные личности могут придумывать списки каждый день.
═
– Если Юрий Лужков действительно возглавит список «Единой России», а партия одержит победу на выборах, нынешний мэр сможет претендовать на место спикера Мосгордумы.
═
– Я спокойно отношусь ко всему, что происходит законно. И Юрий Михайлович может возглавить список, если такое решение примет съезд партии. Я готов инициировать это предложение и голосовать за него на съезде. Мэр города, являясь одним из лидеров партии, ее создателем, совершенно спокойно может возглавить партийный список, показав тем самым москвичам, что здесь мы единомышленники. И дальше мы будем работать с теми членами партии, которые находятся в этом списке. После выборов каждая партия будет решать, кого предложить на различные должности в Думе.
═
– Ходят слухи, что вы собрались на покой. Это не так?
═
– Я не знаю, из каких источников в вашу газету поступила эта лживая информация, но посмотрите на меня внимательно. Я еще достаточно хорошо выгляжу, я не дошел до пенсионного возраста. Я собираюсь баллотироваться в своем округе, и если партия мне окажет доверие, я буду находиться в партийном списке.
═
– Центризбирком добивается от Мосгордумы изменения избирательного закона. В частности, рекомендует понизить барьер – с 10 до 7%. Но если вы сегодня начнете реформировать собственное избирательное законодательство, выборы неизбежно придется перенести на март будущего года... Как вы относитесь к инициативам ЦИКа?
═
– Поставим все точки над «i». Избирком ничего не добивается. Избирком – это государственный орган власти, который имеет свои обязанности и полномочия – организовывать выборы в стране. В письме, которое нам направил заместитель председателя Центризбиркома Олег Вельяшев, приводится его частное мнение. Там нет ни одной ссылки, нет признака, что избирком обсуждал этот вопрос и поручил ему написать об этом в Мосгордуму. Вельяшев говорит, что такой заградительный барьер только в Калмыкии и в Дагестане. Да, конечно, мы воспользовались федеральным законодательством и своим правом, установив 10-процентный барьер. Мы подсчитали, что около шести ведущих партий имеют возможность его преодолеть: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Родина», СПС и «Яблоко». Мы закон не нарушили.
═
– ЦИК вас обвиняет и в том, что вы непомерно занизили порог явки...
═
– Он действительно снижен нами с 25 до 20%. Но это опять-таки находится в рамках федерального законодательства, Дело в том, что в 90-х регионы имели право сами устанавливать барьер или даже вообще от него отказываться. И мы выяснили: в тех регионах, где барьера не было, явка была выше, потому что гражданин понимал – если я не приду и не отдам голос за человека, которому доверяю, придут трое других и изберут своего друга. Мы считаем, что явка у нас от такой меры только повысится.
═
– Прокомментируйте, пожалуйста, самое серьезное обвинение ЦИКа в ваш адрес: отмена графы «против всех» может поставить под сомнение результаты избирательной кампании.
═
– Мешает ли отмена вышеупомянутой графы гражданам высказать свое отношение к выборам? Нет, не мешает. Человек может так же прийти и вычеркнуть всех, кто его не устраивает. Поэтому во всех этих аргументах нигде не сказано, что мы нарушили федеральный закон. И нельзя делать выводы, что кто-то может поставить под сомнение легитимность избранного органа. Я считаю, что это необоснованное политическое заявление носит даже провокационный характер. Нелегитимность органов власти проявляется в результате незаконности его избрания, когда избираются люди по правилам, противоречащим законодательству. К примеру, если футбольный судья говорит: «А вот сейчас руками можно подыгрывать». Или гол не засчитывается, или правой ногой его запрещается забивать. В нашем случае термин о нелегитимности – неудачный, митинговый термин. Надо говорить: законно или незаконно то, что мы делаем. Законность устанавливает суд, а не глубокоуважаемый один из членов ЦИКа.
═
– Назначение Шанцева на должность нижегородского губернатора выглядит неожиданным и для вице-мэра, и для Лужкова. А для вас?
═
– Процедура избрания Шанцева, как и любые политические решения, – надводная часть айсберга. Подводную его часть вам опишет кто-нибудь в воспоминаниях. Я в этом не участвовал.
═
– Выборы не будут переноситься?
═
– Они еще не назначены. Этот вопрос будет рассматриваться на 31 августа. Если нас будет большинство, мы назначим выборы на 4 декабря 2005 года. Я не вижу никаких оснований переносить эту дату.
═
– Чем вы объясняете явную конфронтацию между столичными властями и Центром, которая наблюдается уже в течение по меньшей мере полутора лет?
═
– Москва – самодостаточный регион, который одним из первых начал многие демократические реформы в стране и многого достиг в отличие от других регионов. И потом, это столица. Я не знаю ни одного государства, где бы не возникали проблемы между столицей и государственной властью. За последние годы мы нашли пути сотрудничества. Есть закон, он все определяет: что могут московские власти, что могут федеральные власти. Сложные вопросы в любом регионе – это вопросы собственности. Огромное количество помещений используется государством, и об этом противостоянии все с удовольствием пишут. На самом деле речь идет о последствиях различной политики в разное время: от предложений «берите суверенитета, сколько хотите» до таких вот спорных вопросов по имуществу – что, когда и кому принадлежало, федеральная это или городская собственность. Это все урегулируется путем переговоров.