В ближайшую субботу состоится очередной съезд «Союза правых сил». Уточним: закрытый съезд. Политическая партия, как в старые добрые времена, лет сто назад, соберется втайне от общественности. Пресса может отдыхать: ей дозволено лишь сообщить о дате и месте проведения мероприятия, а потом поприсутствовать на итоговом брифинге. Коллег по демократическому фронту тоже просят не беспокоиться.
Вот что рассказал «НГ» лидер республиканской партии Владимир Лысенко: «Я обращался к руководству СПС с предложением пригласить на съезд правых председателей демократических партий. В ответ мне сказали, что там будет такая битва, что лидеры других партий могут и не пережить. И вообще это мероприятие не для слабонервных».
Надо понимать, раньше в партийных съездах Союза участвовали исключительно слабонервные деятели, избегающие резать и выслушивать от коллег правду-матку. То есть нынешняя закрытость – на самом деле есть беспрецедентная открытость, позволяющая делегатам откровенно высказываться по самым животрепещущим проблемам современности, особенно – в адрес товарищей по партии.
Было время, когда СПС не боялся предстать перед страной в подлинном, не срепетированном облике. Частенько собирал журналистов на брифинги Немцов и даже возил их однажды в Псков, в дивизию первых в стране контрактников, где успешно подтягивался на турнике на глазах представителей СМИ. За партией было интересно следить: дух открытости заражал пишущую братию и читающих ее заметки обывателей. Прежние лидеры не скрывали от публики своего отношения к чеченской войне, называя черное – черным. Люди начинали что-то понимать в проблемах малого бизнеса, в армейской реформе, в системе управления, а критика власти не рядилась в военную форму «взвешенности».
Как сейчас помню последний такой откровенный брифинг: Немцов собрал прессу в Нефтяном банке, чтобы рассказать им о причинах своего выхода из политсовета партии и последующем трудоустройстве. Это случилось вскоре после поражения СПС на парламентских выборах.
Казалось, с этим поражением из партии выпустили воздух. Феникса из нее не получилось: восставать из пепла оказалось некому. На руинах прежнего думского успеха возникла лишь небольшая говорильня о причинах провала – виновным был объявлен неудачный рекламный ролик. Изготовленный с большим вкусом, правда, промахнувшийся с аудиторией. Не в том смысле, что своей, исконно-правой, не понравился, а в том, что у остальных вызвал сильнейший рецидив классовой ненависти. Это была только часть правды. Остальной никто поделиться с публикой не захотел.
И даже эти разговоры о ролике на партсъезде были засекречены. Дальше – больше. Партийные мероприятия, так называемые политсоветы, проходили кулуарно, по вечерам, так что утренним газетам (через двое суток все эти дела безнадежно устаревали) доставались жалкие огрызки новостей. Структура обрастала таинственностью, а коллективное лидерство создавало вокруг «Союза правых сил» атмосферу нелепой анонимности.
Никакой логики в такой закрытости не было – если видеть в СПС нормальную политическую партию. Вопрос – можно ли ее таковой считать? Если приглядеться, родовые признаки политструктуры у «Союза правых сил» в последние два года успешно отмирают – за ненадобностью.
В чем нуждается любая партия? Ясное дело, в электорате – чтобы победить на очередных выборах. Можно ли донести свои идеи до граждан, не объясняя последним своей политики, не демонстрируя им муки рождения новой тактики и новой программы?
Нынешние лидеры СПС, похоже, полагают, что одно название их организации в нужный момент (осенью 2007-го) воздействует на умы избирателей самым магическим образом. Либо им эти умы уже без надобности. Тогда приходится признать, что секрет дальнейшего полувиртуального существования Союза в чем-то другом.
Этим другим вполне может оказаться обычная бизнес-структура, обладающая некоторыми вторичными признаками политической партии. Тогда все складывается наилучшим образом. До первичных признаков корпорации действительно никому не должно быть дела – иначе дело пахнет промышленным шпионажем. Закрытость становится не только уместной, но даже и необходимым условием выживания на рынке.
Тайной фирмы должна являться и система ее финансирования. То есть все понимают, что СПС аффилирован с РАО «ЕЭС», поскольку его спонсор, отец-благодетель и член политсовета – Анатолий Чубайс. Это триединое начало, легко могут догадаться наблюдатели и обычные граждане, – источник всех последних внутрипартийных перемен и кошелек организации. Однако пойди докажи, что внушительные оклады членов политсовета складываются из мелких, но весьма многочисленных выплат граждан по счетам различных «-энерго». Да, видимо, рулит Чубайс... А возможно, и Гозман, его зам по РАО... Нынче желающий стать и замом по партии. Но не у Чубайса, а у нового председателя Никиты Белых, чьи функции в обновленной партии вообще не очень ясны. Баре чужих к столу дискуссий не допускают.
Некоторые члены партии, из тех, с кем удалось корреспонденту «НГ» побеседовать перед грядущим съездом, признались в порыве откровенности: «не хочется выносить сор из избы». Это они так о критике рядовых партийцев в адрес руководства изящно выразились. Оно и правильно: по законам бизнеса в корпорации не должно быть разногласий в отношении избранного начальниками курса. Несогласных увольняют без выходного пособия. Забавно, но парткорпорация СПС выстраивается точно по законам отечественного бизнеса, активы которой запрятаны в неизвестных публике офшорах, а юридическое руководство не совпадает с фактическим. То есть, называя фамилию Белых, мы смело можем подмигнуть и повести глазами в сторону главного энергетика страны.
Все это понятно – но ровно до того момента, где начинается смысл затеянной трансформации. Со смыслом плохо совсем. Слепить из, мягко говоря, подручного материала политическую партию, чтобы потом ее подороже продать? Но кому? Главный покупатель уже сделал приобретение, заполошное и не слишком презентабельное, но менять шило на мыло он пока явно не собирается. Да и, признаться, товарный вид у СПС уже не тот. Торговая марка полиняла в результате хронических одобрямсов в адрес власти и многократного категорического несогласия с радикализмом коллег-демократов.
ЗАО СПС (или РАО СПС – кому как больше нравится) сегодня больше всего похоже на ухоженного бизнесмена: в меру упитанного, в самом расцвете сил. Он думает о семье, о детях и внуках, о корпоративном успехе и мелкими шагами продвигается к цели. По дорожке тренажера.