Все больше высокопоставленных чиновников и околокремелвских политтехнологов высказываются относительно планов на 2007–2008 годы. Вчера замруководителя администрации президента Владислав Сурков, встретившись на Охотном Ряду с депутатами-«единороссами», обронил фразу: «Я категорически против парламентской республики, это приведет к распаду страны». Днем ранее советник главы администрации президента Глеб Павловский спрогнозировал отказ нынешнего президента стать премьером в 2008 году, а председатель Центризбиркома Александр Вешняков весьма определенно указал число партий, способных принять участие в выборах 2007 года. Пространные рассуждения на эту тему свидетельствуют, что разработка сценария будущей кампании на самом верху вертикали идет полным ходом.
Выступление Павловского стало своеобразным ответом на недавнее интервью «НГ» спикера Совета Федерации Сергея Миронова, где председатель верхней палаты, рассуждая о вариантах трудоустройства президента после 2008 года, предложил Путину пост премьер-министра. Советник Дмитрия Медведева дал понять, что этот сценарий уже обсужден – и отвергнут. Он уверен, что президент в 2008 году в премьеры не пойдет: «Концепция правительства, предложенная Михаилом Фрадковым, не соответствует позиции и потенциалу Путина».
В этом смысле любопытно даже не то, что говорил Павловский, а то, как подавался репортаж с его пресс-конференции двумя главными государственными телеканалами. Первый, например, не только уделил сюжету беспрецедентно большое время, но и предварил выступление политолога долгим «вводом», призванным подчеркнуть важность события. Больше двух минут посвятила мероприятию и программа «Вести».
Любопытно, что Павловский, отстаивая Конституцию, предоставляющую президенту полномочия лишь на оставшиеся три года, упоминает совсем другой срок его возможного пребывания у власти – пять лет. «Ближайшая пятилетка Путина», по словам политолога, будет включать три этапа, при этом 2005 год ознаменуется «кастингом политических сил, намеренных предложить России комплексную государственную стратегию».
Вопрос, кажется, еще далеко не решен – об этом свидетельствует и некоторая туманность прогнозов Павловского. Глава ФЭПа, с одной стороны, утверждает, что «проблемы преемника нет». И тут же замечает: «Когда Путин говорит о преемнике, это совсем не значит, что в ночь на 1 января он готов отречься. Не дождетесь». Возможно, потому и нет проблемы преемника, что в нем просто отсутствует надобность? Включают ли такие сценарии появление особых, экстремальных условий, когда президент просто вынужден будет отказаться от слепого следования конституционным нормам относительно собственного срока? Кстати, накануне, комментируя события в Киргизии, Павловский посетовал на беспомощность тамошней власти и призвал отечественную вертикаль извлечь уроки из «революции анаши». Возможно, именно перед угрозой «бессмысленного и беспощадного» бунта неприкосновенность нашего Основного закона быстро начнет терять актуальность.
Не менее интересны и прогнозы главы ЦИКа Александра Вешнякова, прозвучавшие в понедельник вечером в эфире «Эха Москвы». Председатель Центризбиркома уверенно описывает политическую палитру ближайшего будущего: «Партстроительство идет и будет дальше продолжаться. К 2007 году появятся 10–15 реальных партий, которые будут претендовать на власть в парламенте, и при 7-процентном барьере в парламент пройдут три-пять партий».
Вчетверо меньшее, чем сегодня, число партий, заявленное Вешняковым, демонстрирует желание власти основательно зачистить политический небосклон от мелких структур, «путающихся под ногами» у крупных образований. Похоже, государство всеми способами намерено препятствовать появлению новых структур. Возможно, именно этим обстоятельством объясняются трудности с регистрацией, к примеру, Партии Союза комитетов солдатских матерей России.
Ввиду распространившейся в российских автономиях «оранжевой» заразы Вешняков предупредил местные элиты о нежелательности самодеятельности. Глава ЦИКа коснулся проблемы нарушений в ходе президентских выборов в Башкирии, происходивших около года назад. Там обнаружили крупную партию неучтенных бюллетеней. Вешняков заверил, что держит дело на контроле.
Избежать «оранжевой революции» Россия сможет с помощью Центризбиркома. Спокойствие и стабильность в стране Вешняков намерен обеспечить с помощью прозрачной избирательной кампании: «Эта прозрачность, которую мы обеспечим гораздо лучше, чем на Украине, позволит нам чувствовать себя уверенно и спать спокойно». Похоже, помешать тщательно разработанному сценарию может только пассивность исполнителя, а потому председатель строго предупредил электорат: «Есть возможность идти на выборы – участвуйте! А то потом виноват Центризбирком и председатель».
Сделано главой ЦИКа и еще одно любопытное заявление: «Наверное, в России будут прямые выборы губернаторов». Таким образом, они все-таки вернутся в политическую жизнь страны. Не исключено, что нужда в реформе отпадет в 2008-м и выяснится, что она была проведена специально «под выборы» – чтобы сделать посговорчивее региональные элиты.