Саванна – старинный (по американским меркам) южный город в 140 км от Си-Айленда, в эти дни напоминает военный городок. Здесь расквартировались несколько тысяч журналистов и рядовых членов делегаций, прибывших на саммит «большой восьмерки». Больше всего приезжих, около 20 тысяч, составили военные и полицейские. В итоге на шесть жителей Саванны приходится один человек в форме. При этом саванцев на улицах почти не видно. А вот люди в камуфляже – на каждом углу. Все они безуспешно ждут нашествия антиглобалистов и отчаянно скучают. В истории Саванны это вторая военная интервенция. Первая произошла в Гражданскую войну, когда генерал Уильям Шерман, разгромив армию южан, решил было отдать этот город на растерзание своим солдатам. Но, по преданию, был покорен красотой этих мест и мягким нравом горожан и, не тронув Саванну, тихо провел в ней целый месяц как на курорте. Нынче в городе со страхом, а кое-где и с надеждой ждут других пришельцев – антиглобалистов. Утверждалось, что борцы с капитализмом раскупили места в отелях и мотелях в радиусе семи миль. Многие магазины предпочли в эти дни закрыться, приостановили службы в некоторых церквях и синагогах. В городе наспех организовали народные дружины для защиты улиц от гипотетических вандалов.
Местная пресса, напротив, с энтузиазмом ждала незваных гостей. Рядом с повесткой официальных мероприятий здесь на полном серьезе публикуется программа митингов, шествий и концертов борцов за чистую планету, свободу слова и справедливость. Пишущей братии, которую в большинстве своем на остров, где проходит саммит, не допускают, любезно предлагают просматривать протокольную хронику на мониторах в международном пресс-центре. Так вот, для прессы антиглобалистские акции могли бы стать единственной отдушиной, единственным достойным пера событием. Но, к нашему разочарованию, антиглобалисты то ли не доехали, то ли сильно затаились. «Пронесся было слух, что в одном парке проходит крупная акция, – рассказал знакомый тележурналист, работающий здесь с начала недели. – Приезжаю, смотрю – Cи-эн-эн берет интервью у полицейского. Сразу понял, что приехал зря. И точно. Стоит жалкая кучка из 50 протестующих, а вокруг – 500 стражей порядка. И старик оратор вспоминает молодые годы, проведенные плечом к плечу с Мартином Лютером Кингом». В общем, спустя семь лет после знаменитых событий в Сиэтле, когда антиглобалистские мероприятия стали восприниматься как неотъемлемая часть такого саммита, они практически сошли на нет. Журналисты, как один, жаловались друг другу - саммит получился виртуальным и вялым.
Тут, конечно, сыграл роль и выбор места для встречи «группы восьми» – частный остров-курорт, куда заведомо не попадет ни один посторонний. Выбрав Си-Айленд, принимающая сторона убила сразу двух зайцев. И безопасность обеспечила, и заодно показала, кто на этом саммите главный. Дело в том, что именно на Си-Айленде в 1945 году проводили медовый месяц Джордж Буш-старший и его молодая супруга Барбара. То есть организаторы ориентировались на вкус и личные ассоциации американского президента, а вовсе не на чаяния других членов G-8.
Это сразу многим не понравилось. Особенно раздражали гостей запредельные цены – так много за проживание на саммите делегации еще никогда не платили. Скандал же разразился после того, как выяснилось, что все места в международном пресс-центре тоже платные, и весьма недешевые. Особенно протестовала Франция.
Вообще отношения Парижа и Вашингтона так до конца и не нормализовались – даже после недавних совместных торжеств в Нормандии. Поговаривают, что французов оскорбило поведение на этом мероприятии Джорджа Буша: встретившись с Шираком и его супругой, американский лидер якобы вел себя слишком развязно и вызывающе.
А вчера из уст в уста передавали, что Жак Ширак как бы в отместку с демонстративной развязностью держался на первой по прибытии на остров встрече с хозяином саммита. Некоторым особо зорким журналистам даже показалось, что французский президент был несколько подшофе. Но это уже, наверное, художественное преувеличение. На таком фоне отношения Москвы и Вашингтона выглядят как никогда безоблачными. Сразу по прибытии на остров, не успев перекусить и отдохнуть после перелета из Мексики, Владимир Путин отправился на двусторонние переговоры с руководством США. Передвигался он по острову на двухместном электромобиле, причем сам сидел за рулем - вез собственных охранников. Наш президент был совершенно спокоен, хотя в те самые минуты, когда начиналась его встреча с Бушем, в далекой Европе принимали резолюцию ООН по Ираку. Но все уже знали, что пожелания Москвы и Парижа учтены и резолюцию обязательно примут.
Переговоры Путина с Бушем проходили тоже как по маслу – недаром высокопоставленный кремлевский чиновник, общавшийся с российской прессой в режиме видеоконференции, рассказывал об этой встрече подробно и с большой охотой. Самое интересное из ее итогов: Россия будет принимать участие в крупных военно-морских учениях НАТО в Северной Атлантике. Неизвестно, было ли это приглашение спонтанным, но Путин сразу же его с благодарностью принял. Еще одна приятная новость: американцы вслед за ЕЭС обещали поспособствовать скорейшему принятию России в ВТО. Правда, остается несколько дополнительных условий. Про одно из них кремлевский источник рассказал: Вашингтон просит Москву навести порядок в сфере авторских прав и активней бороться с пиратами. Американцы с прискорбием обнаружили, что большинство компьютеров России загружено ворованными программами, а все видеорынки и видеопрокаты завалены пиратскими кассетами. Московские гости сочли эти претензии «однозначно обоснованными». «По сути, они правы, – констатировал кремлевский чиновник. – Наш президент сказал, что мы заинтересованы в решении этого вопроса». Так что по возвращении Путина в Москву воротилам видеорынка не поздоровится.
Накануне Кондолиза Райс говорила, что на встрече с Путиным будет подниматься и «тема развития демократии» в России. Действительно, такая тема поднималась – правда, не Бушем, а кем-то из его помощников. Возможно, и самой Райс. Но о чем конкретно шла речь, нам выяснить не удалось. «Путин сказал, что все в порядке. Рассказал, как дела обстоят в социальной сфере, экономике, как идут политические реформы. Буш высоко оценил экономические результаты», – вот все, что рассказал по этому поводу наш кремлевский конфидент.
Вообще двусторонним встречам на Си-Айленде московские гости, похоже, придают даже больше значения, чем самому саммиту – где, по сути, не обсуждается ни одного вопроса, напрямую затрагивающего наши национальные интересы. По крайней мере, судя по большому числу запланированных «двусторонок», у россиян в эти дни остается много нерастраченной энергии. На 9 июня намечались встречи с королем Иордании Абдаллой, японским премьером Дзюнъитиро Коидзуми и новым премьером Канады Полом Мартином. А 10 июня Путин собирается беседовать со Шрёдером и Блэром.
В российской делегации также обдумывали – не заехать ли по дороге домой в Вашингтон на панихиду по Рональду Рейгану. Но в итоге решили, что еще одна остановка в длительном зарубежном турне Путина (а президентский самолет за эти пять дней в общей сложности проделает 24 351 км) – это будет уже чрезмерно. Официально Россию на похоронах будет представлять посол США, а неофициально – Михаил Горбачев. По дороге из Мексики в США Путин побеседовал с Горбачевым по телефону и разъяснил актуальную позицию Кремля в дни траура по президенту, которого во всех местных газетах величают победителем в холодной войне.
Кстати, уход из жизни Рейгана в американской прессе обсуждается куда активнее, чем заседания «большой восьмерки». Так, «Нью-Йорк таймс», вышедшая в день открытия саммита, посвятила первую полосу Рейгану, а вторую – отказу от женского обрезания в странах Африки и только на шестой странице вспомнила о саммите, почему-то окрестив его «экономическим». Впрочем, самые интересные события на Си-Айленде еще впереди.
Саванна