Активность правительства в замене льгот на денежные компенсации нарастает, хотя оно не удосужилось представить детальное обоснование своих действий. Например, неизвестна цена законодательно установленных льгот. Когда начинался этот процесс, утверждалось, что стоят льготы 6 трлн. руб. (на тот момент три бюджета). Сейчас речь идет о 2,8 трлн. руб., а это уже чуть больше сегодняшнего размера бюджета. Но какова она в действительности, от официальных лиц вы не узнаете. Потому что тогда можно будет достаточно точно оценить необходимый объем бюджетных расходов.
Пользование льготами подчиняется вероятностным законам, и потому требуемая сумма, необходимая для их удовлетворения по мере надобности, много меньше (около 15%) подсчитанной напрямую. Если исходить из стоимости всех льгот в размере 2,8 трлн. руб., то 440 млрд. руб., цифра озвученная министром здравоохранения и социальной защиты Михаилом Зурабовым в марте в присутствии президента страны Владимира Путина, и есть необходимая сумма для обеспечения социальных гарантий населения. Доводы правительственных чиновников о «несправедливости» существующей системы опровергают принципы страхования. Ведь льготы – это государственное социальное страхование определенных категорий граждан.
Если руководствоваться страховым подходом к государственным льготам, то идея дележа даже 440 млрд. руб. явно несостоятельна с точки зрения здравого смысла. Но министр финансов Алексей Кудрин тогда же поправил Михаила Зурабова на 164 млрд. руб.
Но и с этой явно недостаточной суммой правительство творит чудеса. Сначала она предназначена была компенсировать все льготы, причем наибольшая компенсация составила 965 руб., а для основной массы пенсионеров – лишь 280 руб. После многочисленных встревоженных обращений ветеранских организаций к президенту страны и к премьер-министру правительство вдруг прозрело и вывело из перечня отменяемых льгот субсидии по ЖКХ. При этом самое примечательное – большой группе льготников удвоив размер компенсации. Доложить президенту страны Владимиру Путину об очередном удвоении поторопились оба министра, но ухитрились умолчать, за счет кого они это сделали. То есть вместо 280 руб. основная масса льготников теперь получит около 150 руб. А тут вступает принцип добровольного отказа от льгот и перехода на получение денежной компенсации. Сельчане, конечно, согласятся на любую сумму – с паршивой овцы хоть шерсти клок. Но согласятся ли горожане? То есть правительство не отдает себе отчет, что придется начинать все с начала.
Восстановление льгот по ЖКХ произошло, по-видимому, по инициативе премьер-министра Михаила Фрадкова. По его мнению, в «социальный пакет должны быть включены только реальные вещи вместо обещаний, которые приходилось стыдливо замораживать». Но здесь с премьером можно не согласиться насчет «стыдливости». Наоборот, это прежнее правительство бесстыдно замораживало финансирование льгот. На совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития в присутствии президента страны прозвучала реальная оценка финансирования льгот – 30–40 млрд. руб. При том что национальные сбережения в объеме 9% ВВП, по признанию самого Михаила Фрадкова, выводятся из экономики. Добавлю, в прошлом году только государство «вытолкнуло» из страны более 50 млрд. долл., а еще 25 млрд. долл. вывезли компании.
Очевидно, что у правительства в последние годы были все возможности финансирования льгот в объеме 440 млрд. руб. Утверждения правительственных реформаторов, что государственная система натуральных льгот неэффективна, безосновательны – система социальной защиты, которую не финансируют, не может быть эффективна. Кстати, на натуральные льготы правительство США тратит более сотни миллиардов долларов. Только на продовольственные талоны для беднейших и многодетных семей, а также школьные завтраки в этом году выделено 42 млрд. долл. Может, и нашему правительству стоит полностью профинансировать льготы и отладить механизм с целью повышения их эффективности. А иначе чего стоят стенания вице-премьера Александра Жукова, что во многих аптеках невозможно было получить нужные лекарства по льготным рецептам. Каковы действия правительства? Может быть, оно обеспечивает государственные аптеки необходимыми лекарствами по приемлемым ценам? Нет, оно их приватизирует и собирается разработать механизм контроля цен. Точно так же 150–280 руб. компенсации не заменят сельскому жителю телефон и полное отсутствие медицинских услуг.
Реализация социальных начинаний правительства сопровождается разграничением полномочий и обязательств между уровнями власти. Поэтому Алексей Кудрин предписал регионам до конца 2004 года принять законы, которые определят вид и форму финансирования льгот, закрепленных с 2005 года на региональном уровне. Как субъектам РФ расписывать свои льготы, когда неизвестны их доходы, непонятно. Ведь делать это они должны в процессе бюджетного размежевания, условия которого диктует министр финансов.
Так, в Москве на этот год на льготы предусмотрено 24,4 млрд. руб., из которых на федеральный Центр приходится лишь 2,4 млрд. Правительство вместе с льготами заберет у Москвы 27 млрд. руб. в виде доли от налога на прибыль, прежде оседавшей в городе. И вернет уже не 27, а лишь 12 млрд. руб. В Московской городской Думе считают, что реформа системы социальных льгот и единого социального налога, предлагаемая правительством РФ, приведет льготные категории москвичей к материальным потерям в размере 50–85%.
В непродуманности действий правительства нет ничего удивительного. Этими расчетами просто некому заниматься, их выполняют «независимые» эксперты в соответствии с заданием чиновника. А его установки известны: «презумпция ненужности бюджетных расходов».