Вполне очевидно, что премьер-министр Михаил Фрадков, как говорится, после брюссельского изгнания еще не врубился в нашу неолиберальную действительность. В среду, выступая на заседании Совета Федерации в рамках правительственного часа, он сетует, что общий объем сбережений в России составляет 30% ВВП, а внутренние инвестиции – 21% ВВП, а в четверг правительство под его председательством одобряет концепцию бюджетного планирования, основной принцип которой «презумпция ненужности бюджетных расходов». Задачи явно антагонистичны.
Озабоченность премьера тем, что «разница в 9% составляет чистый кредит России, который она предоставляет другим экономикам», вполне понятна – как минимум 40 млрд. долл. выводится из экономики России. По его мнению, это приводит к «жесткому дефициту инвестиций». Стоит отметить, что, по мнению экспертов, правительственная оценка занижена на 4–6%.
Такая проблема не нова, а нынешнее своеобразие этого явления проявляется в том, что частника в этом процессе заменило правительство и вывод капиталов принимает более масштабный характер. Если ранее из страны вывозилось 20–24 млрд. долл. частного капитала, то в прошлом году вывоз капитала нефинансовыми организациями и домашними хозяйствами составил лишь 12,5 млрд. долл., а государство прирастило золотовалютные резервы на 29 млрд. долл. и финансовый резерв на 8,8 млрд. долл. В принципе к выводу капитала из экономики можно отнести и выплаты правительства по государственному долгу в объеме 17 млрд. долл. Но очевидно, что это есть прямое следствие торжества принципа «ненужности бюджетных расходов».
При просмотре стенограммы заседания не покидает подозрение или в заданности спектакля, или в гипнотическом состоянии членов кабинета. Вот, например, как высокопарно характеризует предлагаемый бюджетный процесс министр финансов Алексей Кудрин: «От эпохи планирования от достигнутого мы должны перейти к эпохе планирования по результату». Возникает вопрос: чем отличается «достигнутое» от «результата».
На такие мелочи, конечно, можно не обращать внимания, если иметь в виду, следуя Алексею Кудрину, цель концепции – «как бы расходы, которые обслуживают как бы результаты». Ну кто мог бы, кроме автора, так концентрированно выразить суть «бюджетного планирования»? И тем не менее концепция получает одобрение правительства.
Активность нынешнего министра финансов Алексея Кудрина вполне объяснима. Ни для кого не секрет его претензии на премьерство, которые оказались несостоятельными. Не удалось премьерство – можно взять реванш, замкнув на себя управление всей экономикой страны. Но для этого необходимо в рамках своей концепции присвоить массу функций, явно не свойственных нормальному Минфину.
Например, заставить министров с 2005 года не просто обосновывать получение денег, а сопровождать это записочкой на 5–6 листах о том, что будет сделано с помощью этих денег и кому от сделанного станет лучше жить. Отчеты о результатах и основных направлениях деятельности министерства обязаны будут представлять в Минфин ежегодно, начиная с июня текущего года, в том числе промежуточные. «Все расходы должны проходить через аудит эффективности», – требует Алексей Кудрин.
Функции явно не Минфина, а больше Госплана или в российском варианте – Минэкономразвития. Да и их интерпретация Алексеем Кудриным какая-то жеманно-уродливая. Каким образом министры могут обосновать свои потребности в финансах на 5–6 страницах, да еще поведать байки о будущих конкурентных «результатах». Очевидно, что в этом случае и при «бюджетном планировании» от торжества принципа «от достигнутого» никуда не уйдешь. А что стоит «аудит эффективности» «ненужности бюджетных расходов» с индикаторами эффективности расходования средств?
Впрочем, Минфин в своих документах приводит образчик подхода в использовании индикатора эффективности бюджетного финансирования. Так, он пришел к выводу, что порядка 4 тыс. учреждений (10% от общего числа) вообще не нуждаются в бюджетном финансировании на том основании, что сегодня половина из них на 75% и больше финансируются либо из региональных бюджетов, либо самостоятельно, а вторая половина не получала денег от Центра с 2003 года и ничего – живут. Как вам нравится индикатор? Минфин предлагает не учитывать эти учреждения в бюджете 2005 года и вообще преобразовать их в некоммерческие организации или передать регионам. Интересно, способен ли Алексей Кудрин указать, «кому от сделанного станет лучше жить».
Обратите внимание, что безответственность минфиновских чиновников беспредельна. Их не волнуют последствия для населения недофинансирования со стороны правительства указанных бюджетных организаций – если до сих пор выживали без федеральных денег, то обойдутся и впредь. Нет ничего нового в политике федерального правительства, которую мэр Москвы Юрий Лужков охарактеризовал как «циничную», по перевалке на регионы финансирования социальных обязательств. Минфину и дела нет, что уже даже в Москве в государственном медицинском учреждении больного на консультацию принимают только в том случае, если он внесет в кассу энную сумму, дав расписку, что это не побор, а «безвозмездное пожертвование». Несомненно, принцип «презумпции ненужности бюджетных расходов» уже действует.
Михаил Фрадков унаследовал с правительством не только неолиберала Алексея Кудрина с его принципом «ненужности бюджетных расходов», но и второго столпа российского реформаторства министра МЭРТа Германа Грефа с его принципом «государство вне экономики» и голубой мечтой о «свободном полете» экономики. Уже сейчас очевидно, что у нового премьера с ними принципиальные расхождения во взглядах на развитие экономики. Четыре года глава МЭРТа и не пытался решить проблему перевода сбережений в инвестиции в российскую экономику, а глава Минфина все это время ищет дополнительные возможности по выталкиванию финансовых ресурсов из экономики: на следующий год он выведет из консолидированного бюджета еще 280 млрд. руб. (то есть объем не используемых в экономике национальных сбережений увеличится еще на 10 млрд. долл.), причем 200 млрд. руб. отнимет у регионов. Может быть, поэтому контроль за межбюджетными отношениями премьер оставил за своим аппаратом.