Товарищи помогают Геннадию Зюганову спрыгнуть с поезда.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Только вчера вечером президиум ЦК КПРФ завершил заседание, начатое в среду. Так долго руководство Компартии вырабатывало повестку дня для пленума ЦК и съезда, которые ожидаются в ближайшие выходные. Необычная медлительность партийной машины имеет простое объяснение: у левых та же головная боль, что и у их исторических антагонистов из правого лагеря, - они завязли в спорах о том, каким образом им приличнее всего участвовать в президентских выборах. Сразу после 7 декабря в КПРФ распространились пораженческие настроения, на волне которых родилась идея бойкотировать "мартовский фарс". Руководство ЦК дало партийным "низам" время остыть, советуя им отказаться от капитулянтского проекта. Коммунисты не намерены уклоняться от борьбы за президентский пост - до последнего времени твердили и Геннадий Зюганов, и его первый зам, а заодно и первый оппонент, Валентин Купцов. Однако, когда дело дошло до созыва пленума и съезда, выяснилось, что единого плана действий нет и в партийной "верхушке".
По сведениям из конфиденциального источника в аппарате КПРФ, на вчерашнем заседании президиума предложение о бойкоте обсуждалось, и сторонников у него оказалось немало. В конце концов дискутанты решили, что лучше передать этот вопрос на "усмотрение пленума", тем более что уйти от его обсуждения все равно не удастся ни на пленуме, ни на съезде. К тому же идея бойкота может пригодиться руководству партии в качестве крайней меры, если дискуссия на съезде будет развиваться "по критическому варианту". Дело в том, что большинство региональных партлидеров, по информации того же источника, согласны благословить партийного выдвиженца на участие в президентской кампании лишь при том условии, "что это будет не Зюганов, а новое лицо". Лидер КПРФ, как заверил обозревателя "НГ" секретарь ЦК Олег Куликов, отнесся к этому "абсолютно спокойно". Вместе с тем Геннадию Андреевичу совсем не безразлично, что за "новое лицо" подберут его соратники. Среди региональных вожаков, настаивающих на "обновлении" кандидата, наибольшей популярностью пользуется председатель исполкома НПСР Геннадий Семигин. Но как раз это лицо, по словам того же Куликова, и является самым неприемлемым для лидера КПРФ и его сторонников. Выдвижение Семигина, судя по всему, станет тем "критическим вариантом", когда команде Зюганова придется агитировать съезд за бойкот выборов, как за наименьшее из двух зол.
Но это крайняя мера, которой зюгановские сторонники еще надеются избежать. Для этого они взяли поиск "нового лица" в свои руки. Первоначально в список возможных кандидатов было включено 27 человек, ко вчерашнему дню в нем осталось пять персон: депутат-аграрник Николай Харитонов, член ЦК Виктор Илюхин, космонавт Светлана Савицкая, зампред ЦК Иван Мельников и лидер московского горкома партии Александр Куваев. Очевидный недостаток этого шорт-листа состоит в том, что в нем пять фамилий, а не одна. Договориться о едином кандидате коммунистам оказалось так же трудно, как и либералам. Сделать это опять-таки доверено съезду, который должен будет определить "кандидата в кандидаты" путем рейтингового голосования. Вот тут события могут выйти из-под контроля. На сентябрьском съезде КПРФ, когда коммунисты утверждали список кандидатов в депутаты Госдумы, рейтинговое голосование выиграл как раз "неприемлемый" Семигин. Таким образом, "критический вариант" не исключается. А значит, о том, будет ли КПРФ участвовать в выборах президента и кого она выставит против Путина, сами руководители партии узнают только по окончании съезда.