Папа Римский Иоанн Павел II резко раскритиковал "правителей, которые безнаказанно попирают достоинство и права человека, прикрываясь неприемлемым предлогом, что речь якобы идет о внутренних делах государства", сообщает агентство France Press. По мнению главы Римско-Католической Церкви, в отношении таких политических лидеров должны применяться "соответствующие санкции". Выступая на ежегодной мессе, посвященной миру на планете, Папа призвал лидеров государств, а заодно и террористов уважать международное право, поскольку это единственный путь к достижению мира. Понтифик также отметил, что для борьбы с терроризмом нужно не просто наказывать, а искоренять причины этого явления.
Это странное и противоречивое заявление, где призывы к террористам перемешаны с призывами к борьбе с ними, очевидно, приурочено к поимке Саддама Хусейна. Слова Понтифика прозвучали довольно неожиданно на фоне его прежних резких выступлений против войны в Ираке. Несмотря на кажущуюся однозначность своей пацифистской позиции, Святой Престол тем не менее всегда оставляет себе поле для возможных дипломатических маневров. Ранее Папа отвергал саму идею "превентивной" войны, каковой была и операция США в Ираке. Однако последнее заявление Иоанна Павла II можно расценить как своего рода карт-бланш президенту Бушу на борьбу с "государствами-изгоями", входящими в так называемую ось зла.
Выступление Папы может иметь далеко идущие последствия. Для государств, выступающих за мирное разрешение международных конфликтов и критиковавших действия США в Ираке, позиция Понтифика была дополнительным моральным аргументом в пользу создания широкой антивоенной коалиции. Если Соединенные Штаты решат свергнуть очередного неугодного политического лидера, противники силовых действий могут лишиться поддержки даже со стороны такого традиционного союзника, как Ватикан.
Что же касается самого Саддама Хусейна, то, по словам президента Папского совета "Мир и справедливость" итальянского кардинала Ренато Мартино, судить бывшего иракского лидера надо, но приговаривать его к смертной казни все-таки не стоит.