- Появились слухи, что вы будете участвовать в довыборах в Думу - в Ульяновске или еще где-то. Вы хотите попасть в парламент, чтобы реанимировать правую фракцию?
- Нет, я не считаю необходимым биться за место рядового депутата в парламенте, где даже искусственно созданная, может быть, с помощью власти, фракция все равно ничего решать не будет, кроме как создавать имитацию процесса. Тотальный проигрыш "Яблока" и СПС - это на самом деле очень полезно, очень жесткая мера, и надо воспользоваться ситуацией, чтобы создать нормальную правую партию.
- Стало быть, вы не верите в то, что СПС сможет развиваться как самостоятельная сила?
- Нет, я считаю, что ни СПС, ни "Яблоко", как самостоятельные партии, никаких перспектив в России не имеют. Не потому, что либеральные силы проиграли. А потому, что нынешнему либерально настроенному электорату и тенденциям в России эти партии не совсем соответствуют. Поэтому вызов, который они должны принять, - это создание серьезного проекта на базе, может быть, СПС, "Яблока" и других демократических сил, но с новыми лицами, с новыми лидерами и с подтягиванием более массового финансирования со стороны гражданского общества.
- Имеет ли перспективу Владимир Рыжков в качестве лидера новой правой фракции и объединенного кандидата от демократических сил на президентских выборах?
- И в том, и в другом случае - это фигура более или менее компромиссная на сегодняшний момент. А по поводу формирования фракции, группы... Я пыталась сделать то же самое в 93-м году, нас было 15 человек... Я уверена, что в сегодняшней ситуации фракция в 35 человек может появиться, только если она будет контролироваться Кремлем.
- И в таком случае каков будет смысл ее существования?
- В таком случае ее смысл будет точно такой же, как и смысл всего, что сейчас происходит: имитационная модель демократии, когда в этом саду искусственно высажены все цветы. Мягкие националисты в истеблишменте, затем националисты маргинальные для люмпена, коммунисты пробились сами, ну и, наконец, - правые.
- А вы не рассматриваете вариант, при котором рядовые члены СПС захотят сохранить партию, но уже без нынешнего ее руководства. Скажем, поставить во главе Надеждина и вести дальше СПС в таком обновленном виде?
- Надеждин может стать техническим руководителем "Союза правых сил", это да. Но в этом случае, СПС, как самостоятельная партия, если она не будет в коалиции, исторически не выживет. По одной простой причине. Для того, чтобы она смогла победить и преодолеть 7 процентов в 2007 году, при этом опять борясь с "Яблоком", для этого, наверное, необходим совершенно другой электорат, который сознательно и активно готов доверить свои голоса такой правой партии. Электорат, на самом деле, пассивный, настороженный. Расстроенный тем, что дал голоса и они провалились, но не в такой степени, чтобы теперь доверять дальше "Союзу правых сил", пусть даже с формально замененным лицом. Был Чубайс-Гайдар-Немцов-Хакамада, стал Борис Надеждин - это мало что меняет. Знаете, наши избиратели и рядовые члены партии, они достаточно умные люди, для них не так важен реванш, то есть наказание, смена начальства. А важно сформировать серьезную партию. А это, по моему мнению, возможно только в объединении с "Яблоком".
- Но вы лично будете участвовать в этих процессах или, может быть, вы устали от такой политики?
- Я сейчас не в состоянии ни о чем думать. Единственное, считаю своим долгом все равно в этот переходный период свой опыт передавать. Но на руководящие посты идти не хочу.