Прошла всего неделя с того дня, как в Латвии прошел "еврореферендум" и страна с помпой "вступила в цивилизованную Европу". И первые же шаги нового члена ЕС в европейском пространстве оказались весьма показательными. В минувшую субботу в местечке Лестене, где уже построен мемориал воинам дивизии "Waffen SS", торжественно - с прямой трансляцией по телевидению и радио - открыли братское кладбище латышских легионеров, воевавших в рядах этого соединения. Причем кладбище уже названо "древней святыней Латвии". А днем ранее Земгальский окружной суд приговорил бывшего сотрудника органов госбезопасности СССР 82-летнего Николая Ларионова к 5 годам (прокурор требовал 8 лет) тюремного заключения по обвинению в геноциде.
Ларионов обвинялся в участии в депортациях 1949 года. Тогда в Сибирь были сосланы в основном зажиточные крестьяне (кулаки). При этом надо заметить, что в международном праве "под геноцидом понимается такая деятельность, которая осуществлена с целью полностью или частично уничтожить какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую". То есть принцип "зажиточности" отсутствует. Но в 1993 году УК Латвии был дополнен новой статьей, которая трактует геноцид гораздо шире - сюда включили и такую категорию, как "социальная группа людей". По этой статье, придав ей обратную силу, и осудили Ларионова. Все ходатайства адвоката, требовавшего признания невиновности подзащитного на основании, что закон не может иметь обратную силу, были отклонены. Не были приняты во внимание и доводы о том, что Ларионов, кстати, ветеран Великой Отечественной войны, являлся в тот период всего лишь мелким техническим исполнителем.
Это не первое "дело о геноциде" в Латвии. Бывший министр госбезопасности Альфонс Новикс, осужденный на пожизненное заключение, скончался в тюрьме. Другой чекист - Михаил Фарбтух был осужден на 7 лет (потом срок "скостили" до 5 лет), несмотря на инвалидность, отсидел в тюрьме 2 года. Его коллега Евгений Савенко, осужденный на год и три месяца, срок уже отбыл. Ждут суда бывшие сотрудники КГБ Николай Тэсс, Янис Кирштейнс и Трофим Якушонок. Бывший чекист Василий Кирсанов скончался через несколько дней после ареста, не дожив до суда.
А 3 октября перед Латгальским окружным судом для оглашения приговора предстанет еще один ветеран - гражданин России Василий Кононов, ранее уже осужденный, но потом освобожденный из тюрьмы в связи с пересмотром дела. Латвийская Фемида считает Кононова военным преступником. Он обвиняется в том, что "являлся красным партизаном", "организовал бандитскую группу", "украл оружие" у латвийских шуцманов и участвовал в расстреле "мирных жителей деревни Малые Баты Мердзенской волости Лудзенского уезда".
При этом обвинение ссылается на Устав Нюрнбергского трибунала, нисколько не смущаясь тем, что он касается только стран "оси", и утверждает, что Василий Кононов, который, кстати, был младшим сержантом Красной армии и был заброшен в немецкий тыл, в мае 1944 года являлся "представителем оккупационной власти". Но кем тогда были в Лудзенском уезде немцы? В конце концов нельзя оккупировать страну во время проведения операции возмездия в деревне группой партизан на пару часов. А значит, речь не может идти о военном преступлении, которое, по международному праву, возможно только на оккупированной территории.
Надо заметить, что партизанская группа, в которую входил Кононов, исполняла решение Трибунала партизанского отряда, решившего совершить акт возмездия против нескольких жителей деревни Малые Баты, которые тремя месяцами ранее сдали немецким карателям расположившуюся на ночлег в деревне группу партизан-разведчиков майора Чугунова (13 человек, в том числе две женщины и грудной ребенок). Вся группа была немцами уничтожена. В ответ партизаны уничтожили фашистских пособников. Причем, как подтверждается документами следствия, пострадали только вооруженные шуцманы, а эти подразделения структурно входили в СС наряду с немецкой полицией и жандармерией. СС же, как известно, признана в Нюрнберге преступной организацией.
Впрочем, подобные, мягко говоря, юридические казусы латвийских прокуроров не смущают. И приговор по делу Ларионова это лишний раз подтверждает. Помощник президента России Дмитрий Рогозин предложил предоставить Ларионову российское гражданство. А российский МИД уже не раз заявлял, что будет бороться за Василия Кононова и в отстаивании его интересов Россия готова дойти до Страсбургского суда.