Убийство в Махачкале министра по делам национальностей, информации и внешним связям Магомедсалиха Гусаева, похоже, стало следствием принятия новой Конституции, согласно которой впервые в Дагестане будет введена должность всенародно избираемого президента. Магомедсалих Гусаев, опытный и харизматичный политик, представитель малочисленного агульского народа (всего около 15 тыс. человек), мог бы устроить многие политические силы республики, но, увы, не все. Против него были самые амбициозные претенденты на высшую должность.
Хотя Гусаев не стремился на вершину политического Олимпа, его кандидатура, как человека равноудаленного от основных аваро-даргинских этнофинансовых групп, была выгодна прежде всего аварской элите. На предстоящих президентских выборах представители аварцев по-прежнему имеют мало шансов на победу в противоборстве с двумя даргинскими возможными претендентами - действующим главой Госсовета республики Магомедали Магомедовым и главой администрации города Махачкала Саидом Амировым. Логика развития последних событий в республике говорит о нарастании эскалации напряженности ближе к часу "икс", который наступит в 2007 году, если, конечно, не будут проведены досрочные выборы.
На следующих выборах половина депутатов парламента будет формироваться по партийным спискам. В крае, где почти все и вся решается с учетом бывшей пятой графы, спокойно перенесли паспортную реформу, предусматривающую изъятие указания на национальную принадлежность. Тихо прошла всероссийская перепись населения, не уделившая, как в советское время, серьезного внимания этому вопросу. И это несмотря на то, что в самом южном субъекте страны вся политическая и прочая жизнь была построена по национальному признаку.
Принятию Конституции предшествовали два республиканских референдума, на которых дагестанцы дважды проголосовали против учреждения поста президента республики. Несмотря на то что на самом деле новая Конституция всего лишь сменила название высшей власти республики - председателя Госсовета на должность президента, тем не менее она радикально меняет методы борьбы за высшую власть в республике. Новый Основной закон позволяет действующему главе республики вновь, в четвертый и пятый раз, выдвигаться на высший пост.
До настоящего времени главу Госсовета выбирало Конституционное собрание, формируемое из 121 депутата парламента и такого же количества глав местных администраций. Поэтому исход борьбы за высший пост в республике зависел от прохождения в парламент и местные органы власти "своих людей". Последнее слово все же оставалось за Москвой.
Сегодня положение изменилось. Помимо поддержки федерального Центра, наличия административного ресурса в республике, влияния в Центризбиркоме, на передний план выходит борьба за поддержку со стороны общероссийских партий.
В дагестанском парламенте больше всего депутатов, поддерживающих Магомедали Магомедова и Саида Амирова. По данным наблюдателей, они станут через три года основными противниками и претендентами на должность номер один. Во время предыдущих выборов Амиров не раз уступал более влиятельному и авторитетному "дедушке" Магомедову, как предполагается, прежде всего исходя из той же бывшей пятой графы. Таким образом, исключался раскол в даргинской этно-политической группе. Пост президента, введенный новой Конституцией Дагестана, радикально изменил ситуацию. Правящая власть раскалывается на сторонников Магомедова и Амирова.
Возрастающий авторитет главы администрации Махачкалы, которого иногда называют "дагестанским Лужковым", подталкивает его к соперничеству с Магомедовым. В этой связи только наличие сильной кандидатуры от аварцев могло бы вновь объединить промагомедовские силы вокруг главы республики на предстоящих выборах. Однако харизматичного лидера с широкой поддержкой даже в мононациональной среде у аварцев пока нет. Традиционно называют представителя Самарской области в Совете Федерации Рамазана Абдулатипова, спикера парламента Муху Алиева, депутата Госдумы Гаджи Махачева. Однако у них недостаточно политических и финансовых ресурсов, и они могут рассчитывать только на некоторую часть электората. Даже называемое аварским Духовное управление мусульман Дагестана пойдет скорее за Магомедовым, чем решится на конфликт с государственной машиной и поддержит малоперспективную кандидатуру "своей национальности".
Ситуация, когда за президентский пост будут бороться два лидера даргинцев Магомедов и Амиров, свидетельствует о начале раскола в правящей элите. Вокруг них уже началось формирование сил поддержки, начиная от федеральных структур - политиков, предпринимателей и политических партий, и заканчивая местными структурами, возглавляемыми финансовыми и национальными лидерами кумыков, лезгин, лаков.
Как будет складываться борьба, прогнозировать сложно. Если не появится третья сильная кандидатура, Магомедов и Амиров окажутся непримиримыми противниками. Позиции федерального Центра по отношению к двум основным претендентам могут измениться в зависимости от расклада сил в самом Дагестане, так как оба политика во взглядах практически не отличаются и лояльны Москве.
Вместе с тем наблюдатели отмечают тот факт, что и к следующим выборам Дагестан приближается с лидерами одной национальности. Поскольку последние более чем 50 лет власть в республике делят только два народа, это может подтолкнуть другие этнические силы к возрождению идеи федерализации Дагестана. Наиболее близки эти лозунги могут оказаться лезгинам, кумыкам и ногайцам. При любом исходе предстоящих выборов число сторонников федерализации будет расти. И прежде всего потому, что новая Конституция не отвечает настроениям и менталитету дагестанцев, привыкших формировать власть в соответствии с пропорциональной численностью народов горной республики.