Посол США Вершбоу озаботился ситуацией вокруг ЮКОСа.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
"Дело ЮКОСа", кажется, окончательно перестало быть сугубо внутрироссийской проблемой. Сенсацией вчерашнего дня стало заявление посольства США в Москве, в котором говорится: "Мы знаем об аресте на прошлой неделе российского бизнесмена Платона Лебедева в Москве по обвинениям в хищении государственной собственности в рамках расследования деятельности сотрудников компании "ЮКОС". Мы внимательно отслеживаем ситуацию, и наш интерес, как всегда, сфокусирован на соблюдении законности. Мы не знаем всех обстоятельств дела, но надеемся, что закон не будет применяться селективно в угоду политическим целям".
Сотрудники посольства США не смогли припомнить другого такого случая выражения американской обеспокоенности по поводу "спора хозяйствующих субъектов" в России. Разве что когда два года назад возникла история с НТВ. Но тогда американское посольство скорее выступило в защиту свободы слова, а не хозяина НТВ Владимира Гусинского.
На вопрос "НГ", почему на фоне довольно частых проблем с правоохранительными органами крупных российских бизнесменов американская сторона прореагировала именно на арест главного финансиста ЮКОСа, источник в посольстве США отметил прежде всего знаковый характер "избирательности" российского правосудия. "Ведь нанесен удар по имиджу ведущей нефтяной компании России и первому по рейтингу российскому предпринимателю", - сказал источник на условиях анонимности. Явное нежелание комментировать более пространно заявление собственного посольства (кстати, сделанное в устной форме) со стороны американских дипломатов объясняется, возможно, опасением проявить чрезмерную "ангажированность". Ведь Михаил Ходорковский, как известно, все последние годы выступал как последовательный и, видимо, даже ведущий сторонник прозападного направления внутри российской элиты.
Не осталась в стороне от развития ситуации в России и западная пресса. "Washington Post" и "Wall Street Journal" уже не сомневаются в политической подоплеке "дела ЮКОСа". Корреспонденты прямо указывают на долгоиграющие последствия этой проблемы для всей российской экономики, репутации страны и перспектив привлечения иностранных инвестиций. Как пишет WSJ, "государственный произвол не только недемократичен - он вреден для бизнеса".
Подтверждение тому - вчерашняя ситуация на российском фондовом рынке. Кажется, его окончательно добила информация о "прокурорских проверках" в ЮКОСе. Индекс РТС к середине дня упал почти на 4% и достиг показателя 479 пунктов. Суммарная капитализация рынка составила чуть больше 115 млрд. долл., то есть опустилась приблизительно на уровень середины мая 2003 г. Всего же за минувшую неделю рынок потерял порядка 10 млрд. долл. капитализации.
Естественно, лидером снижения стали ценные бумаги ЮКОСа, упавшие к 13.30 на 5,5%. Капитализация компании за неделю упала почти на 4 млрд. долл. И ценные бумаги ЮКОСа тянут вниз весь рынок, не только акции нефтяных компаний ("Сибнефти", "ЛУКОЙЛа" или "Сургутнефтегаза"), но и, например, Мосэнерго. Рынок, судя по всему, не успокоило и утреннее заявление Германа Грефа о том, что "дело ЮКОСа" не означает пересмотра итогов приватизации.
Дополнительного масла в огонь подлило сообщение Интерфакса о том, что органы прокуратуры начинают проверки в "Сибнефти". Впрочем, в самой прокуратуре корреспонденту "НГ" заявили, что "ни подтвердить, ни опровергнуть сообщение Интерфакса мы не можем". В "Сибнефти" также не подтвердили сообщения агентства. Но очевидно, что нет дыма без огня. Достаточно вспомнить недавние высказывания двух весьма конъюнктурных политиков - Геннадия Селезнева и Сергея Степашина - по поводу нефтяных компаний и олигархов вообще и "Сибнефти" и Романа Абрамовича в частности. Вполне вероятно, что предполагаемые обыски в "Сибнефти" стали еще одним ударом по ЮКОСу (напомним, объединяющемуся с "Сибнефтью"). Или это дополнительное подтверждение всевластия "людей в погонах", решивших одним махом переделить собственность так называемого "семейного" клана.
Сигнал инвесторы получают очень серьезный. Речь идет уже не столько об ущербе для инвестиционной привлекательности нашей страны, но о конкретных материальных потерях. Если фондовый рынок будет падать теми же темпами (а действия "людей в погонах" к тому подталкивают), то к отечественным инвесторам, выводящим средства из ценных бумаг, вполне вероятно, добавятся и иностранные.
Стабильные показатели российской экономики уже не играют роли. Не случайно именно стабильность страны столько раз отмечали иностранные наблюдатели на всех форумах и конференциях. Теперь она может быть разрушена. Ведь если для "показательной порки" выбрана, по общему мнению, одна из самых прозрачных российских компаний, что может ждать прочие - остается лишь догадываться. Отток иностранных капиталов окажется, как всегда, неожиданным.
Другой момент. ЮКОС - компания, чьи бумаги обращаются на ведущих фондовых биржах Запада. Естественно, российские проблемы негативно влияют и на их котировки - скажем, американские депозитарные расписки по итогам позавчерашних торгов упали более чем на 7%. Меньшее, но тоже значимое падение зафиксировано и в Лондоне, и Франкфурте. Это плохой сигнал и для прочих российских компаний. Собственно, в Нью-Йорке уже зафиксировано падение курсов акций и "ВымпелКома", и "Вимм-Билль-Дана" - соответственно на 2,68% и 0,3%.
Наконец, вполне прогнозируемо и развитие неустойчивости мирового рынка нефти. Дело в том, что ЮКОС - крупнейший в России экспортер черного золота. Международные продажи нефти и нефтепродуктов ЮКОСом в первом квартале 2003 г. составили 13,7 млн. тонн (100,6 млн. баррелей), что на 34,9% больше, чем в аналогичном периоде 2002 г. Немного в мировом масштабе, но в нынешней ситуации неопределенности с Ираком может оказаться вполне достаточно, чтобы подтолкнуть цены на нефть вверх.
Это лишь несколько наиболее очевидных следствий. Мы не говорим об отношениях, например, с Китаем - кто будет компенсировать нашему стратегическому партнеру срыв строительства нефтепровода до Дацина, если ЮКОС будет разрушен. Это, вероятно, уже мелочи. Непонятно одно: так ли необходимы были все эти проблемы властям в предвыборный год? Впрочем, видимо, решение остается за "людьми в погонах". Просчитывали ли они свои действия хотя бы на шаг вперед, покажут ближайшие месяцы.