Противостояние спикера СФ Сергея Миронова и оппозиционной ему группы сенаторов может приобрести еще более острый характер. После скандала, случившегося в верхней палате в связи с несостоявшимся утверждением Валентины Петренко на пост вице-спикера, парламентарии могут отказать третьему лицу государства в принятии нашумевшего Закона "О связи", обсуждение которого пройдет сегодня в СФ. Для Сергея Миронова, который выступает за принятие документа, его одобрение будет означать, что он по-прежнему может контролировать верхнюю палату.
После долгой кулуарной борьбы право подготовить базовый доклад на заседании получил комитет по промышленной политике Валентина Завадникова, не скрывающего своих намерений "завернуть" законопроект любыми способами. С другой стороны, комиссия по информационной политике, которую возглавляет Дмитрий Мезенцев, выступает за принятие закона и, по некоторой информации, уже готовит альтернативный доклад. Такого в стенах СФ не случалось ни разу. "Уговаривать" сенаторов вчера в СФ приезжал даже глава Минсвязи Леонид Рейман.
Закон, принятый Госдумой в третьем чтении 19 июня, предусматривает, что у каждого абонента остается выбор: платить за телефон фиксированную сумму в месяц независимо от количества и продолжительности разговоров или же перейти на "повременку". Но, по мнению противников закона, в нем совершенно отсутствуют серьезные преграды на пути повышения монополистами абонентской платы. Кроме того, как отметил в беседе с корреспондентом "НГ" Валентин Завадников, думская редакция закона в значительной мере сохраняет административные формы воздействия на рынок связи, в частности, при распределении частот, номерной емкости и т.д., что "несовместимо со свободным рынком услуг". Особое недовольство противников документа вызывает и наличие пункта о создании "универсальной услуги", которая, по мнению комитета, является "социалистической по своей сути". Так называемая "универсальная услуга" - это гарантированный каждому гражданину страны на всей ее территории набор услуг связи по ценам, контролируемым государством. Согласно закону это, в частности, подразумевает наличие в каждом населенном пункте как минимум одного таксофона с бесплатным доступом к экстренным службам, а также коллективный доступ в интернет в населенном пункте с количеством жителей не менее 500 человек. Поскольку окупить затраты на обеспечение всей страны "универсальной услугой" невозможно, то, как полагают в Минсвязи, компенсироваться затраты будут за счет процентных отчислений с выручки всех операторов связи, которые будут аккумулироваться в Фонде универсального обслуживания. Еще одной претензией противников закона является совмещение в Минсвязи регулятивных и надзорных функций, что "создает почву для коррупции" и отодвигает возможность реализации административной реформы, а также противоречит как ряду статей Конституции и конституционному Закону "О правительстве РФ", так и требованиям ВТО. Однако, как считает Леонид Рейман, к примеру, государственная комиссия по радиочастотам лишь сохраняет свой статус ведомственного органа при Минсвязи, которым она наделяется уже на протяжении 30 лет, и такое положение принято практически во всех странах мира. И только в таком качестве комиссия может принимать нормативные документы и быть реально действующей структурой, а не консультативным органом.
По мнению председателя комитета СФ по экономической политике Оганеса Оганяна, "универсальная услуга" абсолютно необходима. "Мы много говорим о социальной ответственности бизнеса, а как только речь доходит до конкретики в виде универсальной услуги - с моей точки зрения, это элемент социальной ответственности в бизнесе, - то бизнес тут же начинает высказываться против", - заявил он в беседе с "НГ". При этом сенатор не решился прогнозировать итоги голосования, заметив лишь, что "борьба ожидается серьезная".
Практика показывает, что такого рода конфликты в СФ, как правило, заканчивались принятием законопроектов. Однако учитывая ситуацию, сложившуюся в верхней палате, Закон "О связи" может стать дополнительным способом для оппозиции продемонстрировать Сергею Миронову, "кто в доме хозяин".