Трехлетие пребывания Владимира Путина на посту главы государства без приставки "исполняющий обязанности" пресса ознаменовала вялой дискуссией о причинах его высокого рейтинга. Причина проста - народ сыт и "новым мышлением", и "рокировочками", рожденными в реанимационной палате. А здесь человек спокойный, шпрехает и спикает, а если не "замочит в сортире", то амнистирует. Одним словом - вменяемый.
По словам Ходорковского, "мы имеем идеального президента". Это не лесть, Владимир Путин в действительности пока оправдывает надежды олигархов. Ему никто не мешает выстраивать вертикаль власти - какая власть без денег! А до них президента не допускают. Ему не разрешили вмешиваться в экономику, он и не вмешивается.
Кто запретил? Как-то сейчас не принято вспоминать путь Владимира Путина к президентству. А именно здесь ответ на вопрос. Те, кто нашел кандидата на пост президента. Они же сформировали правительство во главе с Михаилом Касьяновым и распределили полномочия между президентом и премьером.
Атрибутика соблюдается, чтобы убедить всех, что президент правит страной - премьер и члены правительства являются с отчетами, потом бросаются выполнять подготовленные ими же указания президента. Но его импровизации на экономические темы чаще молча игнорируют, а то и грубо напоминают о разграничении полномочий. Все, конечно, помнят знаменитый ответ Михаила Касьянова относительно президентского желания "амбициозных темпов". А совсем недавно стоило Владимиру Путину заикнуться о нерушимости "Газпрома" в ближайшие годы, как МЭРТ будто с цепи сорвался - завалил правительство вариантами реформирования газового монополиста.
У нас не только президент вне экономики. Примечательно, что и правительство было сформировано из либералов - адептов принципа "государство вне экономики". Вначале оно резво взялось за выполнение нереализованных предначертаний МВФ, которые зафиксированы в известных ежегодных совместных заявлениях правительства и ЦБ 90-х годов. Однако оказалось, что проводить реформы без непосредственного участия государства, особенно в части финансового обеспечения, возможно только на лозунговом уровне. Впрочем, что другого можно ожидать от "лаборантов" и муниципальных советников, кем-то упорно выдвигаемых в верхние эшелоны управления государством?
Лозунговый характер деятельности главы Минэкономразвития, оказывается, и премьеру давно известен, тем не менее Греф остается в ранге инициатора реформ и рамочных, декларирующих принципы законопроектов. Михаил Касьянов на коллегии МЭРТа устроил разнос главе ведомства: "Сейчас нам нужны не лозунги, которые вы писали три года назад, а конкретные предложения"┘ и тут же поручил Алексею Кудрину заняться "оптимизацией" госрасходов, то есть их сокращением.
"Лаборанты" же одержимы исключительно либеральными моделями развития экономики. То есть "славные" традиции реформаторов первой волны продолжены. Они, по признанию известного писателя-приватизатора Петра Мостового, использовали "заимствованные образцы, подгонявшиеся к умозрительным конструкциям того, что "должно быть", а не к реальной жизни". Теперь же, по уверению вице-премьера Алексея Кудрина, "мы не копируем экономические модели 20-30-летней давности. Мы сегодня реализуем то новое, что создано, и то, что еще создается в ведущих странах".
Да, это уж точно - "впереди планеты всей". Уровень налогового бремени у нас уже ниже среднеевропейского. Степень открытости нашей экономики значительно выше, чем в развитых странах, качество таможенно-тарифной защиты отечественного производителя в три - четыре раза ниже, а прямая финансовая поддержка у нас практически отсутствует, тогда как "там" на эти цели выделяются сотни миллиардов долларов и евро. И поэтому Михаилу Касьянову не стоит удивляться тому, что у нас "несырьевые отрасли практически все являются неконкурентоспособными".
Для нашего правительства, как и для экономического советника президента страны, задача межотраслевого перераспределения доходов принципиально неприемлема. Оно отказывается решить даже более простую задачу - направить поток заказов на товары и услуги экспорто-ориентированных предприятий отечественным подрядчикам. Но в то же время правительство прилагает отчаянные усилия для сокращения налогового бремени в надежде, что предприниматели лучше распорядятся сэкономленными ресурсами, чем государство. В чьих интересах?
Сейчас бизнемены предпочитают ежегодно безвозвратно вывозить из страны не менее 10 млрд. долл. Если будут реализованы последние предложения МЭРТа по снижению налогового бремени, то в 2004 году эта сумма может увеличиться на 3-5 млрд. долл., а в 2005-м и того больше - на 7-12 млрд. Причем переводить капиталы за рубеж теперь они смогут совершенно легально - закон о либерализации валютных операций будет принят уже в этом году.
Ситуация, когда, по словам президента Альфа-банка Петра Авена, "жизнь идет и без правительства, и без реформ", олигархов пока устраивает. Действительно, президиум РСПП в последнее время свои проблемы решает, контролируя депутатский корпус. Депутаты настолько освоились с новой ролью, что требуют права формировать правительство.
Предложения олигархов о дальнейшем снижении налогов нашли поддержку в правительстве. В то же время средства, выделенные на диверсификацию экономики, в бюджете будущего года будут урезаны. Похоже, что президент Владимир Путин и второй срок своего пребывания в Кремле будет сетовать, что мы никак не научимся эффективно направлять доходы от эксплуатации природных ресурсов в развитие других отраслей народного хозяйства. Изменить ситуацию в экономике может только он, проявив для этого политическую волю.