Совет Федерации в который раз продемонстрировал чудеса дисциплинированности - оба принципиальных закона, Таможенный кодекс и Закон "О системе государственной службы", на вчерашнем заседании были приняты единогласно. Хотя многие сенаторы в ходе обсуждения сетовали на "слишком большой" объем кодекса, тонкостям таможенной практики парламентарии посвятили гораздо больше времени, нежели дискуссии о новых правилах функционирования системы госслужбы. Даже эмоциональная речь депутата Госдумы от СПС Бориса Надеждина, специально приехавшего в Совет Федерации рассказать членам верхней палаты о том, к каким печальным последствиям может привести принятие закона в нынешнем виде, парламентариев не впечатлила. В основном сенаторов интересовали вопросы партийной принадлежности чиновников категории "В", а также возрастные предпочтения при повышении по службе и проблемы кадровой ротации.
Поднявшись на трибуну, Борис Надеждин призвал сенаторов "не пребывать в столь расслабленном состоянии", заметив, что рассматриваемый закон отнюдь не рамочный, как предпочитают говорить его авторы, а что ни на есть базовый. Он напомнил, что в отличие от законов по реформе местного самоуправления, готовившихся комиссией Дмитрия Козака гласно и открыто, документы о системе госслужбы, разработанные под началом замглавы администрации президента Дмитрия Медведева, создавались под покровом тайны. Воспринимать эти законы как документы, ничего не решающие, на взгляд Надеждина, большая ошибка. Ведь принцип конкурсности и гражданского контроля, которые в качестве достоинств приводят авторы законов, - далеко не главные. В первую очередь, считает депутат, необходимо обратить внимание на то, что по принципам организации, заложенным в новом законе, госслужба очень напоминают военную службу, где основанием для карьерного роста являются выслуга лет и чины. В частности, молодой доктор наук, по мнению Надеждина, будет неконкурентоспособен по сравнению с любым ветераном канцелярского труда.
Выслушав критическую речь депутата от СПС, представитель Минюста возразил, что закон является все же рамочным, и к тому же был внесен президентом, что гарантирует ему высокое качество. А председатель комитета СФ по конституционному законодательству Юрий Шарандин отметил, что к верхней палате парламента не применимы слова о "расслабленном состоянии" и что доктора наук тоже бывают разные - некоторые, например, занимаются проблемами разведения кроликов.
В кулуарах огорченный результатами дискуссии Борис Надеждин поделился с корреспондентом "НГ" впечатлениями о своем первом выступлении перед членами Совета Федерации. По словам депутата, пока он говорил, сенаторы одобрительно кивали головами, однако кнопки "за" почему-то нажали все без исключения. "У меня возникло впечатление, что члены СФ совершенно "не в теме" и находятся в каком-то информационном вакууме", - заключил он.