Центральная избирательная комиссия продолжает обновлять состав региональных избиркомов. Новое законодательство предоставляет ЦИК известную свободу действий - право рекомендовать в каждый региональный избирком двух членов, причем одного из них на пост председателя. Принципиальная цель этого нововведения - оградить комиссии от давления со стороны местных властей, выстроив "избирательную вертикаль", дабы избежать ситуаций, подобных красноярскому скандалу. Но как на самом деле строит свою вертикаль Александр Вешняков, становится понятно на примере 15 регионов, куда ЦИК уже делегировал своих ставленников.
Внешне "рекомендательный" процесс идет весьма активно - практически каждую неделю Центризбирком принимает постановления о кандидатурах в составы комиссий. Однако при более внимательном их изучении становится ясно: по каким-то причинам главное избирательное ведомство совершенно не желает пользоваться правом выстраивать широко разрекламированную "вертикаль". Центризбирком последовательно рекомендует на посты председателей комиссий и в их состав исключительно тех, что уже много лет занимались организацией местных выборов, то есть пресловутый "губернаторский" состав. К мнению политических партий, в том числе и "Единой России", уже подготовившей собственные предложения по составу местных избиркомов, ЦИК прислушивается весьма неохотно. В беседе с корреспондентом "НГ" председатель ЦИК Александр Вешняков сказал, что "ничего незаконного в том, что политические партии предлагают свои кандидатуры в состав избирательных комиссий, нет. Другое дело, что Центризбирком может согласиться с этими кандидатурами, а может не согласиться. Более того, по закону партии вправе предлагать своих кандидатов на должность председателя правительства и президента Российской Федерации". По словам Вешнякова, некоторые, конечно, могут расценивать предложения политических партий как команду Центризбиркому, но на сегодняшний день среди многочисленных кандидатур, рекомендованных ЦИК, "лишь у одного есть партийная принадлежность".
Кстати, этим единственным представителем политической партии является функционер "Единой России", экс-менеджер "Норильского никеля" Константин Бочаров, ныне законно избранный тайным голосованием председателем красноярской комиссии.
Любопытно, что первые заседания ЦИК дали повод говорить о некоем "силовом" призыве (в состав комиссий были рекомендованы в основном работники местных отделений ФСБ и УВД), что, кстати, вызвало немало критики в адрес Центризбиркома. Например, бывший военный прокурор Анатолий Шетилов был рекомендован в комиссию Хабаровского края. Среди кандидатов фигурируют также офицер КГБ в запасе Борис Копылов в Оренбургской области и заместитель начальника УВД Твери Михаил Титов. В избирком Дагестана ЦИК предложил кандидатуры начальника главного управления Министерства юстиции Сабира Давудова и начальника правового управления Государственного совета республики Магомеда Халитова.
Однако остальные кандидатуры, предложенные ЦИК, полностью представлены или нынешними председателями избиркомов, или их заместителями, или же работниками местных администраций. Так случилось в Ленинградской, Кировской, Камчатской, Калининградской и Амурской областях, а также в Ямало-Ненецком автономном округе. В их состав Центризбирком рекомендовал по паре прежних работников местных комиссий. Что же касается других кандидатур, то из общего ряда выбивается лишь Ирина Верзилина - бывшая сотрудница аппарата полпреда в Приволжском округе (ныне член комиссии Кировской области).
В беседе с корреспондентом "НГ" член ЦИК с совещательным голосом от "Союза правых сил" Вадим Прохоров заявил, что, судя по всему, Александр Вешняков при подборе кандидатур в местные комиссии руководствуется исключительно мнением губернаторов и региональных законодательных собраний. Видимо, Кремль в преддверии выборов предпочитает не ссориться с региональными начальниками. "Никто не сомневается, что это достойные люди, но далеко не всегда следует учитывать мнение местных исполнительных органов власти", - считает Вадим Прохоров. Ведь вскоре придется рекомендовать кандидатуры в комиссии регионов "красного пояса", а также в те края и республики, где административное давление на избиркомы всегда было огромным, как, например, в Калмыкии. И тогда ЦИК придется или пересматривать свою практику, или готовиться к серьезным проблемам на грядущих выборах.