Игорь Иванов тщетно убеждал сенаторов быть поосторожнее в формулировках.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Вчера Совет Федерации, члены которого впервые в полном составе обсуждали иракскую войну, фактически раскололся на две фракции - "голубей" и "ястребов". Сенаторы были единодушны только в своем осуждении силовой акции США. Однако в своих подходах к тому, какой должна быть реакция Москвы на политику Вашингтона, члены верхней палаты разделились. После бурных дебатов Совет Федерации принял заявление, существенно ужесточающее деликатную позицию российской дипломатии.
В окончательном варианте заявления СФ по поводу ситуации в Ираке "вооруженная акция" была заменена на термин "агрессия". Ни увещевания министра иностранных дел Игоря Иванова, ни доводы председателя комитета СФ по международным делам Михаила Маргелова, объяснявшего вчера коллегам необходимость работы в русле заявления российского президента и политики Совбеза ООН, не смогли убедить наших сенаторов, разгневанных поведением Джорджа Буша и его администрации.
Еще с утра комитет по международным делам предложил коллегам "взвешенный вариант" заявления. Суть текста сводилась к тому, что США совершили большую ошибку и усилиями парламентариев всех стран надо вернуть решение вопроса в политико-правовое русло. Смысл такой тактики Москвы пояснил сенаторам Игорь Иванов, заявив, что Россия не вправе прерывать наладившиеся экономические и политические отношения со Штатами.
Тем не менее практически весь вчерашний день сенат провел в работе над правкой текста. Согласившись с тем, что бомбежки "нарушили единство международной коалиции, призванной противостоять главным вызовам современной цивилизации - терроризму и распространению оружия массового поражения", часть сенаторов потребовала ужесточить позицию России в отношении не только США, но и их союзников. "США и Великобритания совершили военную агрессию против Республики Ирак", - заявил сенатор Евгений Илюшкин, внесший альтернативный проект. Как следует из его текста, США и Британию надо "объявить государствами-агрессорами, а глав обоих стран - "военными преступниками". Позицию Илюшкина разделил его коллега Николай Кондратенко, который, не стесняясь в выражениях, назвал взвешенную позицию России "плачем еще не изнасилованной девушки, в то время как идет жесткая война". Кроме того, сторонников радикальных мер удивило отсутствие в тексте заявления союзников Буша - Великобритании и Испании. А сенатор Леонид Рокецкий вообще предложил обратиться в Международный трибунал - и призвать Буша и Блэра к ответственности.
Сторонники "порвать", как окрестил вчера данный подход Игорь Иванов, все-таки одержали тактическую победу: был принят вариант Маргелова, но с поправкой на "агрессию". Тем не менее глава международного комитета убежден, что вернуть Россию во времена железного занавеса вряд ли удастся.