Министр Виталий Артюхов объявил войну полпреду Сергею Кириенко. Министерство природных ресурсов добивается закрытия первого в России завода по уничтожению химоружия (УХО) в поселке Горный под Саратовом. На поверхности основными сторонами конфликта являются Минприроды и Российское государственное агентство по боеприпасам. Но в действительности это не межведомственный конфликт, а крупный политический. Ведь под угрозой оказался личный проект главы Госкомиссии по химразоружению Сергея Кириенко - дело, которому полпред отдал не один год.
В вину предприятию ставится отсутствие надлежащей лицензии, а также нарушение условий контроля за нормами выбросов. Впрочем, вчера завод продолжал работать в обычном режиме. Губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков сообщил журналистам, что "ни о какой приостановке хозяйственной деятельности объекта речи не идет. А природоохранное законодательство не нарушается".
Как удалось выяснить "НГ", тихая война между Минприроды и Росбоеприпасами ведется уже не первый месяц. Проблема в том, что ведомство Зиновия Пака все время затягивает финансирование структур Минприроды, готовящих экологическую экспертизу предприятия. "У любого министерства есть близкие структуры, осуществляющие экспертизу и выдающие лицензии. Конечно, это копейки, но они только этими деньгами и живут. Понятно раздражение чиновников из Минприроды, не получающих и этих денег", - рассказал "НГ" высокопоставленный сотрудник саратовской обладминистрации. Последней каплей, переполнившей чашу терпения Минприроды, стало решение Росбоеприпасов о закупке датчиков для мониторинга загрязняющих атмосферу выбросов. Минприроды, по сведениям "НГ", не раз обращалось в ведомство Зиновия Пака с предложением выдать госзаказ на разработку этих устройств НИИ министерства. Но Росбоеприпасы предпочли закупить датчики за рубежом.
Предписание Минприроды о закрытии завода появилось еще 27 февраля. Но сперва его не афишировали: как раз в эти дни в Саратове заседал Совет безопасности. По его итогам 28 февраля Владимир Рушайло рапортовал о работе объекта "в полном соответствии с международными нормами". Лишь выждав несколько дней, ведомство Артюхова решилось обнародовать свой приказ.
Входящий в состав Госкомиссии по УХО зампред оборонного комитета Госдумы Николай Безбородов на вопрос "НГ", насколько вероятен скандал из-за денег, ответил следующее: "Я не исключаю, но и сказать пока ничего не могу. Для нас заявление Минприроды было шоком". Примерно такую же реакцию вызвало это известие у другого члена госкомиссии, сенатора Валентина Завадникова, который не исключил в интервью "НГ", что "есть интересы чиновников, которые пытаются их реализовать" таким образом.
Вчера днем в Минприроды собрались все стороны конфликта. Секретарь госкомиссии Александр Харичев, принимавший участие в совещании, рассказал "НГ", что претензии министерство Артюхова предъявляет к еще не запущенной линии по уничтожению люизита - она должна заработать только в мае. На заседании сформирована рабочая группа по разрешению конфликта. Но сам Харичев считает, что конфликт раздут на пустом месте. Ведь вопросы безопасности и технологического контроля отслеживают постоянно присутствующие на заводе инспектора Международной организации по запрещению химического оружия, которая, собственно, и спонсирует работы по УХО в России. И если бы возникла экологическая угроза, западные контролеры сами забили бы тревогу.
Полпред президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, возглавляющий Госкомиссию по УХО, принял решение обсудить возникшую ситуацию в Горном на ее очередном заседании 6 марта. Полпред считает, что противоречия, возникшие между Минприроды и Росбоеприпасами, будут на этом заседании окончательно разрешены.