Сегодня руководитель администрации президента Александр Волошин продолжит свой визит в США. В пресс-службе российского президента нам сообщили, что официальной информацией о пребывании Волошина в Америке не располагают. Между тем пресс-секретарь Белого дома Ари Флэйшер подтвердил, что в понедельник состоялась встреча Александра Волошина с Джорджем Бушем и его советником по национальной безопасности Кондолизой Райс, при этом обсуждалось "углубление и расширение отношений между США и Россией".
По информации "НГ", в графике главы кремлевской администрации значится также ряд других встреч с влиятельными конгрессменами и военными чиновниками Белого дома. В программу пребывания высокопоставленного российского чиновника в американской столице входят встречи с вице-президентом Диком Чейни, государственным секретарем Колином Пауэллом, директором ЦРУ Джорджем Тенетом, министром торговли Дональдом Эвансом, лидером республиканского большинства в сенате Биллом Фристом, председателем сенатского комитета по иностранным делам Ричардом Лугаром, главой президентской администрации Эндрю Кардом. Телеканал "Фокс" прокомментировал этот визит следующим образом: "Российский президент Владимир Путин отправил свою "правую руку" - Александра Волошина - встретиться с Бушем и привести домой последние дипломатические и разведывательные сведения".
Если проследить динамику зарубежных поездок Александра Волошина, то можно заметить, что за последние полтора года он побывал с дипломатическими визитами во многих государствах, которые считаются стратегическими партнерами России, причем именно во время "кризисных моментов". Таков был визит на Украину в марте-апреле 2001 года, когда возникли серьезные трения между Киевом и Москвой. Именно Волошин в момент обострения российско-грузинских отношений обсуждал в Армении в сентябре 2002-го с министром обороны Грузии Давидом Тевзадзе кризис в Панкиси. Весьма важной была и последняя поездка главы кремлевской администрации на Украину: речь шла о выборе преемника Леонида Кучмы.
И вот сегодня именно Волошину поручена деликатная миссия окончательной "сверки часов" Москвы и Вашингтона накануне войны. Это объясняется и его большим авторитетом в международных кругах, но, похоже, и тем, что у российского президента, по сути, нет более проверенного и компетентного дипломата, чем глава его администрации. Александр Волошин фактически играет роль российского госсекретаря - в американском понимании этой должности.
О темах, которые поднимает в Белом доме и на Капитолийском холме глава кремлевской администрации, можно судить по инициативам, с которыми прибыл в США председатель международного комитета Совета Федерации РФ Михаил Маргелов. В эти дни он проводит серию встреч с влиятельными американскими сенаторами и конгрессменами, в том числе с вышеупомянутыми Биллом Фристом и Ричардом Лугаром. Подробнее о сути последних российских инициатив в связи с иракским кризисом Михаил Маргелов рассказал "НГ" по телефону из Вашингтона.
- Михаил Витальевич, с какой миссией вы прибыли в Вашингтон?
- Эта поездка - в рамках регулярных консультаций в формате рабочей группы "сенат - Совет Федерации". В Вашингтоне я работаю в тесном контакте с нашим посольством. Мой визит насыщен встречами на Капитолийском холме, в том числе и по иракской тематике. Я намерен проанонсировать две инициативы. Первая - более активное использование механизма сотрудничества между Россией и НАТО для обсуждения перспектив преодоления арабского кризиса. Надо срочно задействовать комитет НАТО "По новым вызовам и угрозам" в современном обществе для совместной оценки рисков развития ситуации на Ближнем Востоке. Результаты этой работы могут быть рассмотрены на внеочередном специальном саммите Россия-НАТО. И вторая инициатива, связанная с "восьмеркой", - сценарий интеграции Ирака в мировую хозяйственную систему.
- Обсуждаются ли интересы России в постсаддамовском Ираке?
- Мы уже довольно давно по разным направлениям и на разных уровнях обсуждаем с нашими американскими партнерами весь комплекс вопросов, связанных с будущим Ирака. Мы должны понять, каким мы хотим видеть Ирак после Саддама, в посттоталитарную эпоху, какое правительство в Ираке будет союзником цивилизованного мира, а не его противником. Пока этого понимания нет.
- Будет ли Россия участвовать в разделе секторов, как это было в Косово?
- Я не думаю, что в случае с Ираком это будет эффективно. Очевидно, что сегодня при наличии Курдского автономного района, в условиях противостояния между шиитами и суннитами, когда есть еще особая группа интересов у ассирийцев, делить Ирак по национально-религиозному признаку - это чрезвычайно опасно, это бомба под территориальную целостность Ирака.
- А может, еще опасней, если наши нефтяные компании останутся без договоров и без нефти?
- Взаимозависимость на нефтяном рынке такова, что некорректно говорить о национальном характере нефтяных компаний. Нефтяной бизнес уже давно является наднациональным. А вообще интересы России - прежде всего в сохранении геополитической стабильности. И может быть, последний фактор важнее для нас, чем нефть и долг.