Удивительно быстро представители власти подхватили инициативу отмечать 300-летие российской прессы: президенты, губернаторы, мэры и другие чиновники написали поздравления, некоторые лично поприсутствовали на торжествах. Почти каждый из них подписал несметное количество грамот и вручил подарки журналистам. Заодно наградили и чиновников. Например, в Тюмени знаком "Четвертая власть. Заслуги перед прессой" награждены руководители крупнейших предприятий Тюменской области и представители властных структур: главный федеральный инспектор по Тюменской области Сергей Сметанюк, председатель постоянной комиссии областной Думы Николай Барышников, глава администрации Тюмени Степан Киричук, мэры Ишима и Тобольска Виктор Рейн и Евгений Воробьев. Кто наградил - не сообщается.
Российские традиции проводить кампании общеизвестны, юбилей российской прессы не исключение. Вряд ли все чиновники знают, что на самом деле 300 лет назад для пропаганды своей деятельности российский император Петр I создал первую газету "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах". Узнали они об этом по долгу службы. Осознали ли праздник сами журналисты? Не как дату, а как некий этап в развитии журналистики?
Новый журналистский праздник был утвержден в 1992 г. указом президента Бориса Ельцина, заменившего дату выхода первой коммунистической газеты "Правда" на день рожденья первой государственной газеты. В принципе событие это исторически значимо, но не стоит забывать, что почти все эти 300 лет российская пресса была под пятой цензуры.
С 1865 г. центральным цензурным органом было Главное управление по делам печати, "Временные правила о печати" 1882 г. предоставляли право министерствам просвещения, внутренних дел и Синоду закрывать газеты и журналы "вредного направления", потом было Центральное управление по цензурному ведомству. Временное правительство 27 апреля 1917 г. лишь на несколько недель упразднило цензуру, введя при этом цензуру военную. В 1918 г. Ленин подписал декрет, в котором отмечалось, что закрытие буржуазных газет и издательств - временная мера и после окончательной победы Советской власти цензуры не будет.
Победы не случилось. И формально цензура была отменена после появления в 1991 г. первого российского "Закона о СМИ". Конечно, велика роль Михаила Горбачева, объявившего в 1987 г. политику гласности и плюрализма. И что? Спустя пятнадцать лет социологическое исследование группы "Мониторинг.ру", проведенное в мае прошлого года, показало, что 57% россиян выступают за введение цензуры.
Тогда что мы отмечаем? 300-летие российской цензуры? Дату выхода первой национальной газеты или день, когда царь Петр Алексеевич собственноручно начал править первое издание, донося до читателя информацию о собственной деятельности? За праздничными мероприятиями и поздравлениями мы не должны забывать, в каком положении находится российская пресса и почему спустя 300 лет проблема цензуры опять актуальна.
Пресса так и не смогла освободиться от государева ока. Власти постарались дискредитировать существующий "Закон о СМИ", разобщить журналистское сообщество, создав альтернативные организации, изобретая новые способы давления на прессу и приручения ее. В Сибирском федеральном округе по инициативе власти пытаются создать (на уровне региона) общественную палату по информационным спорам. Генеральная прокуратура неустанно обещает раскрыть старые преступления против журналистов, а губернаторы и мэры активно возбуждают уголовные дела и судятся с местными журналистами. Закрываются газеты, радиостанции, интернет-сайты и телекомпании.
По-прежнему, по оценкам международных организаций, Россия остается опасной для журналистов страной. Ну как еще назвать чудовищное отношение нижегородских властей, спокойно наблюдавших, как на телеканале ННТВ за 2002 год 15 (!) раз отменялся показ программы Валентины Бузмаковой "Политическая кухня". Или устойчивую традицию посещения редакций и преследования журналистов сотрудниками ФСБ. А как вам закрытие редакций по решению санэпидемстанций из-за того, что температура воздуха в помещениях на два градуса выше установленных норм (жители Валдая, наверное, умрут со смеху, узнав, что в России действуют температурные нормы)?
Конечно, все не так просто в отношениях российской прессы и власти. Прав декан факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Ясен Засурский, сказавший в канун праздника: "Сегодня проходит не столько испытание соревнованием с властью, сколько испытание свободой. Есть свобода, и свобода оказалась очень суровым экзаменатором. Кажется, свобода есть - ума не надо. Оказывается, свобода требует ответственности и понимания интересов аудитории".
Но почему мы опять лишены возможности говорить с властью на равных? Видимо, двенадцати лет, когда пресса пыталась быть свободной, недостаточно, чтобы воспринимать поздравления не как чиновничье мероприятие, а как благодарность за честную и необходимую для общества (не для начальников) работу.