В ближайшее время могут появиться официальные заявления о необходимости совмещения парламентских и президентских выборов. Идея переноса выборов в Госдуму на март 2004 года, официально озвученная центристами еще прошлой весной, оказывается, не умерла. По данным "НГ", этот вопрос не снят с повестки дня, президент Владимир Путин всерьез обсуждает его с губернаторами.
Тема совмещения выборов поднималась, в частности, на предновогодней встрече президента и губернатора Тульской области Василия Стародубцева. Обсуждали региональные проблемы, но неожиданно президент поинтересовался у тульского начальника, как тот смотрит на то, чтобы совместить думскую кампанию с выборами главы государства. Губернатор, не долго думая, отнесся к этому положительно. Выбранный Стародубцевым вариант ответа, судя по всему, оказался правильным. Во всяком случае, этот визит не прошел бесследно для области: некоторые из предложений, с которыми Стародубцев приходил к президенту, уже начали реализовываться.
Идея совмещения выборов двух ветвей власти возникла еще в самом начале первого срока Владимира Путина. Первым публично высказал ее Владимир Жириновский, который известен тем, что всегда озвучивает наиболее экзотические проекты власти, на что другие политики, как правило, не решаются.
Еще в мае 2001 года на очередном съезде ЛДПР ее вождь призвал провести президентскую и парламентскую кампании в 2004 году, а заодно продлить срок полномочий Госдумы и главы государства до 5 лет. Жириновский повторил этот тезис и в сентябре, выразив уверенность в том, что парламент в его нынешнем составе проработает на полгода дольше положенного срока. "Зачем голосовать дважды? Это дорого!" - заявил тогда Владимир Вольфович. Эти высказывания никто не комментировал - мало ли что фантазирует "либералиссимус". Тем не менее участники политического процесса насторожились: фантастические идеи Жириновского имеют свойство иногда сбываться.
И действительно. Уже в марте 2002 года с той же инициативой выступил лидер пропрезидентской фракции "Единство" Владимир Пехтин. Он привел тот же самый резон: совмещение выборов - это экономия бюджетных средств. Кроме того, по мысли Пехтина, таким образом президентским выборам будет придана видимость партийности: претенденты на Кремль поведут свои партии в Думу, а партийцы, в свою очередь, будут поддерживать вождей в качестве кандидатов на пост главы государства. Однако большинство депутатских фракций выступили с осуждением этой инициативы.
Зато идею "Единства" поддержал глава Центризбиркома Александр Вешняков, который просто так ничего не поддерживает. Он не только снова сослался на экономическую целесообразность такой операции, но и привел конкретные расчеты. Как подсчитали математики из ЦИК, если выборы в нижнюю палату парламента провести отдельно от выборов в Кремль, то первая кампания обойдется бюджету в 3 млрд. руб., а вторая - в 2,7 млрд. (при условии, что не будет второго тура). Если же обе кампании совместить, то потребуется всего около 4 млрд. руб. Экономия, как говорится, налицо. А кроме того, две кампании в одном флаконе помогут бороться с апатией избирателей, у которых, как выразился Вешняков, от обилия выборов иногда рябит в глазах.
Но тут выяснилось, что против такого рода пертурбаций выступает глава президентской администрации Александр Волошин. За ним уже и сенаторы стали качать головами. "Бесперспективным и абсолютно ненужным" назвал совмещение двух кампаний первый вице-спикер СФ Валерий Горегляд. Затем слово опять взял Александр Вешняков. Он объявил, что эксперты ЦИК пришли к однозначному выводу: способа совместить выборы без нарушения Конституции не существует. Был уже конец апреля, политический сезон заканчивался, и эта тема сама собой отошла на периферию.
Однако недаром Владимир Пехтин еще в марте говорил, что к мысли о необходимости совмещения выборов склоняется сам Владимир Путин. Президент, как выясняется, ничего не забыл. И хотя на последнем экспертном совете ОРТ на прямой вопрос участников о сроках двух кампаний Александр Вешняков уверенно отвечал, что парламентские выборы пройдут 14 декабря, а президентские соответственно в марте, все уже знают, что не позиция ЦИК определяет политическую конъюнктуру, а совсем наоборот. К тому же особо чуткие эксперты обратили внимание на одну странность недавно принятого закона о бюджете. Из этого документа следует, что в 2003 году ЦИК ни на какие дополнительные нужды брать кредиты не сможет. А между тем прежде в годы выборов такую лазейку для организующего их органа авторы бюджета оставляли. Не знак ли это, что Центризбиркому больших расходов в этом году не предстоит?
Мысль об отказе от выборов в 2003 году должна быть близка и новому лидеру "Единой России" Борису Грызлову, который еще два года назад, будучи во главе "медвежьей" фракции, первым из российских политиков стал заявлять о проблеме-2003. Тогда, правда, речь шла не о политических проблемах, а об экономических: пик выплат внешнего долга, возможные техногенные катастрофы из-за окончательного износа инфраструктуры, замедление темпов роста ВВП, проведение непопулярных реформ.
Но теперь, очевидно, у центристов появились и вполне конкретные политические резоны отложить парламентскую гонку до следующей весны. "Единая Россия" не только не стала популярнее КПРФ, на что ее создатели очень рассчитывали, но вообще находится в весьма плачевном состоянии. Когда все силы уходят на внутрипартийные разборки - уже не до борьбы с конкурентами извне. А вырастить альтернативную центристскую политструктуру не хватает времени. В нынешней ситуации спасти эту партию от провала может только чудо. Или сам президент, который, как локомотив, вытянет "медведей" из политической трясины за счет личного рейтинга. Но для этого необходимо вновь вернуться к проекту Владимира Пехтина.
Понятно, что и левые, и правые, которые подготовились к выборам гораздо лучше центристов, встретят новый поворот в данной теме в штыки. Но главным препятствием на пути пересмотра искомых сроков станет все-таки Конституция: она не позволяет прибавлять к четырехлетнему сроку полномочий парламента лишние полгода. Правда, существуют всевозможные обходные маневры - о них уже шла речь при первом обсуждении инициативы Пехтина. Предлагался, в частности, такой вариант: сперва распустить Госдуму, а затем не назначить срок ее выборов. Тогда по закону ЦИК проводит выборы ровно через три месяца. Если распустить в декабре, кампания в нижнюю палату подоспеет аккурат к марту. Второй вариант: распустить парламент уже весной, сформировать его к осени, а потом произвести повторный самороспуск. Наконец, президент сам может уйти в отставку и переизбираться в декабре. Впрочем, последний проект аналитики считают наименее реалистичным. Так или иначе, очевидно, что юридически безупречные варианты такой "загогулины" могут быть изобретены. Была бы политическая воля у тех, кто будет принимать окончательное решение.