Александр Вешняков всегда боролся за чистые выборы.
- Александр Альбертович, на прошлой неделе Госдума установила семипроцентный барьер для политических партий, которые будут участвовать в парламентских выборах 2007 года. Как это может повлиять на расклад политических сил в стране? Помнится, раньше вы выступали против повышения такой планки.
- Введение семипроцентного барьера не противоречит моей позиции. Ведь на выборах 2003 года будет по-прежнему действовать требование в пять процентов. Что же касается парламентских выборов 2007 года, то в любом случае в Государственной Думе должно быть не менее четырех политических партий и блоков. Даже если на выборах одна партия наберет 7,5 процента голосов, другая - 17 процентов, третья - 27 процентов, то есть партий, преодолевших семипроцентный барьер, будет только три, в парламенте их все равно будет четыре. То есть в Думу попадет еще и та партия, которая, например, наберет 5,1 процента, так как это наибольший итог среди структур, не преодолевших установленный барьер. Все основные политические силы будут представлены в парламенте в любом случае. Новый барьер мобилизует различные мелкие политические структуры на объединение.
- В связи с внесением изменений в закон о выборах президента должна измениться и схема выдвижения кандидатов на пост главы государства. Главными игроками на выборах станут не сами кандидаты, а политические партии и блоки. Означает ли это, что думская кампания плавно перетечет в президентскую?
- С моей точки зрения, решение, принятое относительно порядка выдвижения кандидатов от политических партий, совершенно логично. Если на выборах в Думу какая-то партия доказала свою состоятельность, зачем заставлять ее доказывать это еще раз, собирая подписи граждан в поддержку ее кандидата в президенты? Поэтому такие партии уже на выборах-2004 получат право выдвигать кандидатов в президенты без сбора подписей. Я думаю, большинство партий обязательно этим воспользуются. И не факт, что они будут объединяться в блоки, хотя такое право у них есть. Не исключено даже, что каждая партия попытается выдвигать своего кандидата на президентских выборах.
В то же время справедливо требование, обозначенное в проекте закона о выборах президента и принятое Думой в первом чтении: если партия не сумела доказать поддержку населения, она должна собирать подписи. Остается и механизм самовыдвижения. Но чтобы доказать, что это самовыдвижение оправданно, нужно собрать два миллиона подписей избирателей. Эти принципы абсолютно укладываются в демократические требования.
- Думские центристы собираются внести поправки в законодательство, позволяющее чиновникам категории "А" становиться членами партии. Не опасаетесь ли вы, что в таком случае административный потенциал конкретных министерств будет использован в интересах отдельных партий?
- Вообще в мировой практике не редкость, когда член правительства является лидером какой-то партии. Но там механизм другой - партии, прошедшие в парламент, формируют правительство. Посмотрим, как будут развиваться события у нас, ведь подобного рода поправки необходимо принимать конституционным большинством. Но если чиновник категории "А" будет участвовать в парламентских выборах, то на период избирательной кампании он обязан уйти в отпуск. Это новое требование, зафиксированное и в законе об основных гарантиях избирательных прав граждан, и в законе о выборах депутатов.
- Допустим, министр не становится кандидатом, но при этом активно агитирует за определенную политическую партию...
- Лица категории "А" вообще не имеют права заниматься агитацией в период избирательных кампаний за исключением тех случаев, когда они становятся кандидатами.
- Немало споров вызвали недавно принятые парламентом поправки в закон о СМИ и в закон о терроризме, ограничивающие прессу при освещении антитеррористических операций. Оправданны ли с вашей точки зрения подобные меры в отношении СМИ и будет ли в связи с этим меняться избирательное законодательство?
- Думаю, что некоторые журналисты сильно сгустили краски относительно последствий принятия этих законов. Тем более что поведение некоторых СМИ и стало причиной внесения этих законопроектов. Определенный кодекс поведения журналистского сообщества в экстремальных ситуациях надо было принимать давно. Мы всегда говорили и политтехнологам, и представителям прессы, что во время избирательных кампаний нужно работать не только в рамках закона, но и в рамках неких этических правил. И если этого не произойдет, то законодатели поставят вопрос о дополнительных ограничениях СМИ. Отсутствие реального механизма привлечения к ответственности развращает кого угодно - и журналиста, и члена избирательной комиссии, и кандидата. Поэтому если мы хотим элементарного порядка на выборах, если мы действительно устали от той грязи, которая иногда "прилипает" к выборам, то бороться с этим надо через повышение ответственности по закону.
- Намерен ли ЦИК разрабатывать подобного рода поправки?
- Мы действительно уже занимаемся разработкой таких поправок, привлекая экспертов из журналистского сообщества. Необходимо принять такое решение, которое будет полезным прежде всего для самих журналистов. Оно защитило бы их от попыток использования СМИ пиар-структурами и финансовыми группировками в информационных войнах.
- В марте 2003 года должен измениться состав Центризбиркома. Будете ли вы продолжать свою работу на посту председателя комиссии?
- Мои планы не поменялись - я намерен и дальше работать на посту председателя ЦИК. Конечно, пройдя через те процедуры, которые предусмотрены законом. Но я готов к открытой конкуренции. И если у кого-то есть другая концепция работы Центризбиркома - пожалуйста, предлагайте. Моя концепция - это и концепция нынешнего состава ЦИК, поэтому я думаю, что большая часть этих людей имеет все шансы войти в новый состав комиссии. Должна быть преемственность в работе любого государственного органа. И бросать на полпути то, что мы наметили сделать, было бы неправильно. Мы ведь не временщики, пришедшие в Центризбирком, чтобы что-то "урвать" и убежать подальше от греха. Грехов, слава богу, мы не наделали.
- Недавно вы вернулись из США, где наблюдали за промежуточными выборами в американский конгресс. Что интересного вы там увидели?
- Я рад, что наконец-то и Соединенные Штаты начали понимать: быть замкнутыми и не перенимать опыт других стран, динамично развивающих свои избирательные системы, нельзя. Это просто опасно. Сейчас американцы приняли новый закон о совершенствовании своей избирательной системы. Американцы впервые пригласили представителей ОБСЕ принять участие в своих выборах в качестве наблюдателей. Кроме того, у меня вызвало удовлетворение, что тот путь совершенствования избирательной системы, который взяли на вооружение США, полностью вписывается в тот путь, которым идет Россия. Америка многое заимствует из опыта Европы и нашей страны, в частности.
- Скоро стартует избирательная кампания по выборам в Заксобрание Санкт-Петербурга. Стоит ли ожидать на питерских выборах "неприятных сюрпризов"?
- Если сравнивать избирательную кампанию в Заксобрание Санкт-Петербурга четырехлетней давности, то нынешние выборы проходят несколько приличнее. Достаточно вспомнить, сколько на этом этапе тогда было скандалов. Практиковалось досрочное голосование, когда вереницы автобусов подъезжали к избирательным участкам. Активно заключались разнообразные договоры кандидатов с избирателями, целью которых был подкуп. Сейчас даже черного пиара в средствах массовой информации меньше. Однако кампания еще не завершилась, и сюрпризы могут быть.
В то же время выборы в Питере проводятся по законодательству, которое как четыре года назад не соответствовало федеральному, так и сейчас. Как тогда правоохранительные органы неэффективно работали по пресечению противоправных действий, так и теперь. Сейчас значительно усилился контроль за финансовыми расходами кандидатов. И данные показывают, что до потолка средств в 300 тысяч рублей, которые кандидаты имеют право потратить на проведение своей кампании, почти никто не дошел. Расход у многих минимален. В то же время видно, что на агитацию потрачено во много раз больше. Если эта опасная тенденция будет подтверждаться, ЦИК поставит вопрос об отмене результатов голосования за того или иного кандидата.