0
754
Газета Политика Интернет-версия

06.09.2002 00:00:00

Из пионеров в расисты

Олег Панфилов

Об авторе: Олег Панфилов - директор Центра экстремальной журналистики Союза журналистов России.

Тэги: расизм, экстремизм


Каждый раз, проходя между станциями метро, обнаруживаю очередную сцену из детства. Сейчас мне за 40, а все пионерские годы прошли под аккомпанемент советской пропаганды, мешающей самостоятельно обдумывать странные обстоятельства жизни. Например, мне запомнились кадры телевизионного фильма (само собой, советского) о жизни американских черных, которых сейчас образованные россияне научились называть афроамериканцами, а подавляющее большинство по-прежнему зовут их неграми. Тот фильм о мужественном американском журналисте, решившем изменить внешность, стать черным, чтобы рассказать соотечественникам о трудностях и лишениях потомков африканских рабов. Мои одноклассники очень переживали историю чернокожего американца, которого из автобуса выталкивали, в магазин не пускали, оскорбляли, называли всякими словами...

Кадры того фильма постоянно всплывают в памяти, поскольку российские милиционеры в большинстве своем, может быть, тоже видевшие тот шедевр советской пропаганды, сейчас выступают как поборники сегрегации. Теперь в противоречие с идеологическими установками ЦК КПСС московские милиционеры - бывшие советские пионеры и комсомольцы - играют роль расистов и сторонников апартеида. Играют хорошо, с чувством, правдиво. Часто переигрывают, но это зависит от того, как "чернож..." (простите, бывший советский человек со смуглой кожей и черными глазами) себя поведет: сразу отдаст требуемую для пропитания милиционера сумму денег или попробует произнести таинственное слово "конституция". В зависимости от настроения милиционера бывший ставший жадным соотечественник рискует получить дубинкой...

Другой раз мне вспоминается еще один фильм (а может, и сразу несколько, они были похожи) о том, как злой военнослужащий немецкой армии начала 40-х годов XX века проверяет документы у оказавшегося в оккупации селянина советской глубинки. "Аусвайс, шнеллер!" - кричит, надрываясь, враг советской страны, а потом пристально вглядывается в "аусвайс", выискивая то, что станет причиной последующих неприятностей для его владельца. Понятно, что национальность была главной неприятностью. Московские милиционеры, вероятно, тоже видели эти фильмы, их и сейчас стали показывать по российскому телевидению (видимо, как практические пособия), поэтому ловят людей исключительно по внешнему признаку. У сотрудников правоохранительных органов есть задание ловить людей, у которых нет московской регистрации, потенциальных террористов. Для московского милиционера антропология - чуждая наука, он не знает, что иметь экстремистские наклонности и быть смуглым по рождению не одно и то же.

Меня милиционеры не останавливают. Хотя поводов достаточно: я не россиянин, хотя и русский, и у меня должна быть регистрация (она есть), наконец, я с бородой, что часто ассоциируется с определением "ваххабизм". Правда, и в этом случае милиционеры - плохие специалисты-религиоведы: они толком не смогут объяснить, почему бороды есть и у "ваххабитов", и у членов Синода Русской Православной Церкви. Но догадываются, что православные церковники не могут быть смуглыми и на вопрос: "У тебя есть регистрация" - не отвечают: "Нэт".

В уже неоднократно упоминаемую эпоху было популярным слово "нацмен". Это определение нерусского жителя СССР использовалось всякий раз, когда речь заходила о найме на работу, при поступлении в вуз или об анкете кандидата в члены КПСС. В быту ходили другие слова и обозначения разных братских народов, но вспоминать их сейчас не хочу, им придуманы более сильные аналоги, часто употребляемые в российской прессе, а иногда из уст политиков и общественных деятелей.

Но если самоназвания народов было не принято упоминать всуе, только в контексте: например, "великий узбекский народ" (это когда Узбекистан сдавал по 6 миллионов тонн хлопка в год), или "гостеприимный грузинский народ" (и так понятно - вино, шашлык, пальмы, пляж, "Сулико"), то теперь названия народов - специальная терминология криминальных статей и репортажей. Разве интересно узнавать о каком-то банальном драчуне или грабители вне его конкретного обозначения? Нет, надо указать его этническую принадлежность, чтобы знать, от кого страдает титульная нация. Вот только заголовки статей и сообщений: "Армянин выкинул своего собутыльника из окна", "Инкассаторский броневик атаковали кавказцы", "Азербайджан передал башкирца-террориста ФСБ России", "В Москве кавказцы в драке порезали студентов" Уже ставшие классикой заголовки сообщений агентства АПН: "Евреи любят власть меньше, чем ханты и манси" или "Грузины живут хуже собак и кошек". Как шедевром интернационализма можно только восхищаться сообщением агентства "Урал-прессинформ": "В Челябинском зоопарке проходят Дни народов Урала".

Вряд ли президент Путин читает сообщения агентств или статьи в газетах, но почему-то повторяет их ошибки: то министра Шамузафарова назовет татарином, то посчитает, что платки-хиджабы на головах мусульманок - дань моде. Так можно договориться и о хасидских шляпах, но их моде уже не одно столетие. Два года назад президент поразил научный мир глубочайшими познаниями в особенностях ислама, назвав жителей российского Кавказа шиитами по вероисповеданию.

Я не знаю, сколько нужно времени, чтобы российские политики перестали кичиться мнимым величием страны, без повода обозначая все лучшие качества людей исключительно по их этнической принадлежности, а худшие приписывая, с их точки зрения, недругам. Как-то решил посчитать, сколько раз российские государственные агентства упоминали в своих сообщениях о катастрофах и взрывах "чеченский след". Агентство ИТАР-ТАСС в 1998 году делало это 10 раз, в 1999-м - 34 раза, в 2000-м - 46 раз. Стоит ли уточнять, что в подавляющем большинстве этих событий "чеченский след" не подтвержден. Но сказанное президентом, губернатором, прокурором или генералом ретранслируется агентствами, телекомпаниями, радиостанциями и газетами.

Стоит ли удивляться настойчивости милиционеров, с одной стороны, исполняющих задание, с другой стороны, имеющих с этого свой интерес. Стоит только удивляться заявлениям политиков и общественных деятелей по поводу того, откуда берутся эти молодые нацисты и бритоголовые. Им показывают пример. Когда взрослые люди в форме блюстителей порядка останавливают исключительно тех людей, которые не выглядят похожими на русских, то у прыщавого, наголо обритого оболтуса появляется алиби: "Почему менту можно, а мне нельзя?" Будет почти верно, если когда-нибудь скинхеды заявят, что на самом деле они - дружинники, помогающие правоохранительным органам в борьбе с нерусскими.

Вы всерьез думаете, что Россию пустят в Шенгенскую зону?..


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2027
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1294
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
958
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1261

Другие новости