0
639
Газета Политика Интернет-версия

11.06.2002 00:00:00

Новый закон сделает выборы прозрачными

Тэги: вешняков, цик, закон, выборы


- Александр Альбертович, какие концептуальные новинки содержит новый закон и чем в случае его вступления в силу следующие выборы будут отличаться от предыдущих?

- Никаких радикальных изменений в избирательное законодательство этот документ не вносит. В какой-то мере необходимость изменения позиций этого закона была вызвана принятием двух федеральных законов - о политических партиях и об основных гарантиях избирательных прав граждан. Что же касается новелл документа, то они прежде всего касаются механизма выдвижения кандидатов. Сейчас предусмотрено, что выдвигать кандидатов имеют право два субъекта избирательного процесса - политическая партия или блок. Причем в блоке не должно быть более трех структур, и одна из них обязательно должна быть политической партией. Когда на прошлых выборах в блоке было много участников, они трудно договаривались друг с другом. И все эти недоговоренности потом всплывали во время избирательной кампании.

Третий субъект - это гражданин. Здесь будет действовать одно новшество - гражданин сможет выдвигать сам себя. В принципе это было и раньше, но формировалось как выдвижение группы избирателей. Этими гражданами были, как правило, знакомые кандидату люди, которые и выступали в качестве "группы избирателей". Теперь же вещи названы своими именами. Предусмотрено два пути для того, чтобы стать зарегистрированным кандидатом - либо собрать подписи, либо внести залог. Кстати, его сумма увеличена. В законе об основных гарантиях определено, что это 15% от предельной величины средств, которые можно потратить из избирательного фонда. Мы пошли навстречу кандидатам и сделали немного больше размер избирательного фонда. Для кандидата в одномандатном округе в проекте закона обозначено 2 миллиона рублей, для политической партии - 150 миллионов (было соответственно 800 тысяч рублей и 40 миллионов).

- Закон предусматривает иной механизм составления партийных списков. Что он даст?

- Избиратели часто знают лишь название партии и трех лидеров, которые возглавляют список. Но они абсолютно не знают, что за люди стоят в остальной части списка. Эту ситуацию можно сравнить с поездом. Три первые кандидатуры списка - машинисты, а оставшаяся часть списка - вагоны, где сидят кандидаты. Но эти "вагоны" закрытые, и избиратель плохо представляет, кто там находится. В итоге, когда выборы признаются состоявшимися и партия получает больше пяти процентов, эти "машинисты" по разным причинам отказываются быть депутатами, потому что они и так занимают неплохие должности. А из "вагонов" выскакивают люди, чьи имена абсолютно ничего не говорят избирателям.

Чтобы этого не происходило, в законе о политических партиях прописано, что состав списка должен гласно обсуждаться на партийном съезде и утверждаться тайным голосованием. Раньше общефедеральная часть состояла из 18 человек, которые в случае прохождения пятипроцентного барьера гарантированно получали депутатские места в первую очередь. Теперь мы эту часть уменьшили в два раза. Более того, я буду предлагать разбить и вторую, региональную часть списка по количеству субъектов РФ.

- В свое время этим "эффектом вагонов" умело воспользовался блок "Единство", когда Сергей Шойгу так и не стал депутатом. Наверное, многие и сейчас так поступят.

- Вводить в закон положение о том, что какой-то человек обязан стать депутатом, нельзя. Это в конце концов его добровольное решение. При этом в законе обозначено, что если человек отказывается от мандата без уважительной причины, то этот мандат будет потерян для политической структуры.

- На последнем совещании председателей региональных избиркомов и вы, и глава президентской администрации Александр Волошин заявили, что самая главная беда российских выборов - непрозрачность финансирования и черный пиар. Решает ли новый закон о выборах депутатов эти проблемы?

- У нас в стране вообще нет должного порядка в учете финансовых средств, контроля за ними во всех сферах деятельности. В законе предусмотрен ряд мер по улучшению правоприменительной деятельности, особенно наших контрольно-ревизионных служб, и взаимодействию их с правоохранительными органами. На совещании мы говорили о том, что должна состояться специальная коллегия МВД, Министерства по делам печати. Кроме того, мы предложили провести совместное совещание по вопросам взаимодействия с Генеральной прокуратурой.

Политические партии на выборах будут обязаны предоставлять финансовые отчеты. Мы будем делать запросы в Министерство по налогам и сборам, для того чтобы они нам предоставляли результаты их проверки. Все эти материалы мы намерены передавать в СМИ, размещать на избирательных участках. Кстати говоря, несмотря на требование закона о политических партиях, на сайте Минюста до сих пор нет ни одного финансового отчета партий. Это наглядно демонстрирует, насколько тяжело пробивать нормы законов в жизнь.

- То есть партия будет обязана не только отчитаться, но и назвать те компании, которые ее финансируют?

- Да, партии будут обязаны предоставлять всю эту информацию. Что касается санкций, то лучший контролер и судья - это избиратель. Но в то же время если будет доказано, что во время избирательной кампании та или иная партия превысила расходы из избирательного фонда или совершила их помимо него более чем на 5 процентов, это будет основанием для постановки вопроса о снятии ее с регистрации по судебному решению. Если же превышение победителем лимита 10 процентов будет доказано после выборов, то тогда могут быть судом отменены их результаты.

- Сколько партий уже зарегистрировано в Минюсте и какие действия ЦИК намерен предпринимать для их "селекции"?

- Я никогда не ставил цели создания в России партийной системы с определенным количеством структур. Сколько объективно сложится, столько и будет. В то же время вы правы - своего рода отсев все же будет происходить. Он уже происходит. Чувствую, что далеко не все смогут выдержать "испытание" законом о партиях не на бумаге, а на деле. Можно прогнозировать, что пятипроцентный барьер на выборах в Госдуму преодолеют около пяти политических партий.

- На подходе к внесению в Думу закон о выборах президента. ЦИК уже выработал свою принципиальную позицию о том, должен ли президент выдвигаться от политических партий?

- Партийная система России проходит период становления. Понятно, что многие политические структуры хотят прислониться к "сильному плечу", к очень авторитетному сейчас президенту Владимиру Путину. Поэтому многие из новых партий заинтересованы, чтобы он дал им согласие на выдвижение в качестве кандидата.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1916
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1208
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
897
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1188

Другие новости