- Александр Дмитриевич, с чем связано ваше неожиданное решение стать представителем в Совете Федерации от Пензенской области?
- А почему бы и нет? У меня что, хуже, чем у других, получится представлять интересы региона в верхней палате парламента? Тем более что Пензенская область заслуживает того, чтобы отстаивали ее интересы.
- Почему вы выбрали именно этот регион?
- Пензенская область была первым регионом, где наша партия "Единая Россия" поддержала на выборах кандидата в губернаторы. Мы были в Пензе на выездном заседании генсовета, поддерживали Василия Бочкарева на губернаторских выборах. Посмотрели Пензу - хороший город, хороший регион, вполне достойный того, чтобы ему помогали.
- Не секрет, что Совет Федерации многими воспринимается сегодня как место почетной политической ссылки. Неужели эта "ссылка" нужна и вам?
- Действительно, в Совете Федерации сейчас немало людей, которые не имеют абсолютно никакого отношения к регионам. Как, впрочем, и я. Но это можно исправить. А вообще-то у меня есть намерение упорядочить трудовую деятельность в верхней палате. У меня там очень много знакомых, и нам будет вместе интереснее, легче и веселее работать. А что касается партии "Единая Россия", то, став членом Совета Федерации, я не собираюсь слагать с себя полномочия председателя генерального совета. К этому нет никаких предпосылок.
- Какова конечная цель и механизмы этого "упорядочивания" работы Совета Федерации?
- Это большая тайна.
- Будете ли вы лоббировать в сенате интересы своей партии?
- Обязательно. Но интересы Пензенской области будут для меня, конечно же, на первом месте.
- А какие конкретно партийные вопросы вы намерены отстаивать в качестве сенатора? Станете исправлять избирательное законодательство?
- Конечно, мы будем вносить изменения в законы о выборах. И в первую очередь - повышение уровня явки избирателей, признание победителем только того кандидата, который наберет 50% списочного состава избирателей региона.
- Однако эту идею центристам так и не удалось провести через Госдуму...
- Я буду ее отстаивать по одной простой причине: все эти разговоры о том, что Совет Федерации - убогий, идут как раз от несовершенства механизма выборов именно губернаторов, которых непонятно кто избирает. Их избирает меньшинство. А они потом назначают в верхнюю палату парламента непонятно кого. Если бы губернатор получил 50% голосов списочного состава населения, он был бы вправе назначить в Совет Федерации кого угодно и представитель такого губернатора не чувствовал бы себя в верхней палате неуютно.
- Будете ли вы инициировать поправку в закон о выборах президента, согласно которой кандидата на пост главы государства имеет право выдвинуть только политическая партия?
- Я считаю, что эта идея очень правильная. Мы должны идти к тому, чтобы прекратить "самодеятельность" при выдвижении кандидатов в президенты. А то ведь у нас появляются претенденты на пост главы государства, которых никто в жизни не выдвинул бы, и никто за них не голосует. Зачем они нужны?
- Но ведь речь идет в том числе и о Владимире Путине. Он до сих пор еще ни разу не заявил о том, что ему хотелось бы быть выдвинутым на пост президента от какой-либо политической партии. Реально ли провести подобную поправку уже перед следующими выборами?
- Мне бы этого очень хотелось. Кроме того, еще раз повторю - как будем работать, такое решение Путин и примет. Он же не должен нас поддерживать только за то, что мы говорим о том, что мы его поддерживаем. Надо, чтобы президент нас выбрал.
- Как один из руководителей партии "Единая Россия", вы обязуетесь привести партию в такой вид, чтобы уже на следующих президентских выборах Путин выбрал именно вашу структуру?
- Это будет трудно, но мы это сделаем.
- Когда рейтинги ВЦИОМа показывали снижение авторитета "Единой России", вы называли эти данные ошибкой. Однако сейчас результаты того же ВЦИОМа демонстрируют повышение вашего рейтинга. Что же произошло?
- Ничего не произошло. На самом деле ничего не менялось ни тогда, ни сейчас. Если бы мы глубоко переживали по поводу рейтингов, нам бы некогда было работать.
- Как у "Единой России" обстоят дела с контролем за социальными обязательствами государства, который она добровольно приняла на себя?
- Процесс идет нормально, мы получаем очень много писем из регионов. Думаю, что уже к концу июня мы сможем сказать нашим гражданам, где и что происходит, кто в этом виноват и как мы будем реагировать. Конкретные результаты уже есть, потому что связываться с нами никто не хочет.
- Когда ваша партия объявила о своем намерении контролировать социальные обязательства государства, одним из основных источников всех бед в регионах вы назвали местные власти. Вы кого-нибудь из губернаторов уже "поймали за руку"?
- У нас нет такой задачи. У нас есть задача разобраться с происходящим. Получая трансферты из Центра, губернаторы сами решают, отдать эти деньги на зарплаты и пособия или направить их еще на что-то, с его точки зрения более важное. Может быть, субъективно они и правы, но так поступать нельзя.
- Вы уже решили все партийные проблемы, связанные с борьбой за руководящие места в регионах?
- Мы полностью решили их путем переговоров. Мы заставляем людей договариваться.
- Вы неоднократно заявляли, что на следующих выборах намерены потеснить КПРФ. Будете ли вы в этом смысле пользоваться ситуацией, сложившейся сейчас внутри партии Зюганова?
- Я не считаю происходящее с КПРФ кризисом. Левые просто подзабыли такую науку, как диалектика. Мир изменился, и надо немножко по-другому действовать. У них все равно всегда будет свой избиратель. Рейтинг они, конечно, потеряют, но это не электорат "Единой России". Люди уйдут от КПРФ потому, что не любят склок и расколов. Страна от этого просто устала. Хотя если люди поймут, что с "Единой Россией" им будет лучше, что мы сможем выразить их чаяния и волю, мы с удовольствием будем работать на этих избирателей. Но это не значит, что мы отбираем их у КПРФ. Это означает, что партия Зюганова их теряет.
- Что, по вашему мнению, будет происходить с движением "Россия" Геннадия Селезнева?
- Не думаю, что в нашем государстве у них с этим получится что-то дельное. Все, что связано с социал-демократией, в России носит ругательный оттенок.
- Как на сегодняшний день обстоят дела с партийным строительством в регионах, сколько сегодня членов в партии?
- Временно у нас был приостановлен прием в члены партии. И связано это было с двумя причинами - формировались региональные отделения, а во-вторых, билеты, которые мы собираемся выдавать, очень сложны в изготовлении. В них встроен специальный чип, на котором содержится информация о члене партии. Необходимое оборудование уже пришло, и с начала июля мы начнем выдавать билеты. Что касается партийного строительства, то мы создали отделения партии в 87 субъектах Федерации. Нет их только в Ингушетии и Туве, но это вопрос времени. Назначены и руководители исполкомов в 81 отделении.
- А сколько человек вы вообще планируете принять в партию?
- В соответствии с законом в партию может вступить любой, кто является дееспособным гражданином России, достигшим 18-летнего возраста. А вообще я считаю, что 800 тысяч членов будет достаточно.