Судя по заметной активизации российской политической жизни, многие партии на всякий случай уже начали готовиться к досрочным парламентским выборам. И некоторые из них, похоже, могут подойти к предвыборному барьеру с гораздо более низким рейтингом, нежели три года назад, когда они боролись за места в нынешней Государственной Думе. Вероятно, именно с этим и связана активизация центристов в Госдуме - намерение снять Геннадия Селезнева с поста спикера и заменить "левый" аппарат нижней палаты парламента, а также активизация правых, которые буквально фонтанируют небывалым количеством разнообразных инициатив.
Налицо и еще одна особенность текущего момента - политические структуры впервые открыто претендуют на электорат друг друга, разрабатывая различные программы по привлечению избирателей партий-конкурентов и объединяясь в неожиданные альянсы. Особенно в этом смысле отличается "Союз правых сил", который к тому же поставил своеобразный рекорд потери рейтинга среди политических партий - с семи до четырех процентов. Так, на последнем политсовете СПС было решено, что партия Бориса Немцова на следующих выборах должна набрать не менее 10% мест в Государственной Думе, что почти на треть больше, чем сейчас.
В минувшую среду правые вместе с "Единством" и ОВР подписали поручение комитету по регламенту подготовить проект постановления об освобождении Геннадия Селезнева от должности спикера нижней палаты. С помощью этого хода, по словам источников "НГ" в "Союзе правых сил", партия намерена "выторговать" себе дополнительные руководящие посты в Госдуме. Кроме того, по сведениям из наших источников, одной из главных предвыборных целей правых является забрать себе максимум "яблочных" избирателей.
А вчера партия Бориса Немцова презентовала всероссийское общественное движение "Аграрная Россия". Нетрудно догадаться, что создание этой организации направлено прежде всего на завоевание части левого электората, что СПС делает впервые. По словам Бориса Немцова, открывшего вчерашний съезд правых аграрников, "ошибка партии в том, что раньше демократы наплевали на село, а село потому и нищее, что там не проводилось вообще никаких реформ". Немцов подверг резкой критике и политику КПРФ в отношении села, и деятельность Минсельхоза, в котором, по словам лидера СПС, масштаб коррупции ежегодно составляет 100-150 миллионов долларов только "в вопросе оборота спирта". В заключение Борис Немцов призвал восстановить памятник российскому императору Александру Второму как символ возрождения села (царь, как известно, отменил в России крепостное право и попытался провести аграрную реформу) и отметил, что съезд "Аграрной России" собрался в нужное время и в нужном месте - отеле "Балчуг-Кемпински", поскольку аграрии, по словам лидера СПС, должны собираться "не в домах крестьянина, а либо в Кремле, либо недалеко от него".
Очевидно, что приближение грядущих парламентских выборов для российских политических партий является чем-то вроде "момента истины". Он-то и показывает наглядно, что вечной дружбы для политиков не существует. Если речь идет о собственном выживании, то прежние идеологические соратники легко могут стать серьезными противниками и наоборот. Видимо, выборы 2003 года как раз и запомнятся избирателям неожиданными политическими альянсами и партийными стычками.