- Александр Викторович, вы только что вернулись с заседания ПАСЕ, где обсуждалась тема автономий. Для России эта тема весьма актуальна, а решение проблемы автономий, в частности, путем укрупнения субъектов пытаются принять уже не первый год.
- Вопрос автономий на ПАСЕ поднят впервые. Обсуждалось, как не допустить превращение автономий в рассадник национализма, нужны ли вообще автономии. В ходе дискуссии парламентарии пришли к выводу о том, что целесообразно разработать некие стандарты автономных образований. Ведь автономия - это один из способов решения этнических и политических проблем. Вместе с тем автономии могут породить центробежные тенденции. По мнению ПАСЕ, такую деструктивную эволюцию автономий допускать нельзя. Допустим, в Испании давно стоит проблема басков, кроме этого там насчитывается семнадцать общин, два уровня автономных образований. Что это - благо для страны или нет, должны ли автономии принимать участие в заседаниях Европарламента, входить в состав государственных делегаций стран или представлять себя самостоятельно? Кроме того, нерешена проблема, как будет строиться бюджет автономий, как они должны платить налоги.
- В России уже принят рамочный закон о слиянии субъектов Федерации, включении автономных областей в их состав. Считаете ли вы, что это может стать решением проблемы и какие перспективы есть у этого направления законотворчества?
- Для России это, бесспорно, актуально. Европарламент ставит вопрос о том, чтобы автономиям придать некий статус, принять закон о национальных меньшинствах. Рассматривался опыт Югославии, был сделан интересный анализ по Испании, Финляндии. И был задан вопрос: а ситуация улучшилась или ухудшилась? Ясного ответа не было. Что касается России, то мы сейчас решаем проблему разграничения полномочий Центра и регионов. При этом не следует создавать противоречия между нашей практикой и практикой Евросоюза. Не надо создавать проблемы на перспективу.
- Какой выход вы считаете наиболее приемлемым - выравнивание статуса всех субъектов РФ или ликвидацию автономий как таковых?
- Может быть, они и останутся в составе субъектов. А может, их вообще не будет. Но в этом случае возникнет политическая коллизия. Значит, нам надо подумать, как решить проблему в рамках Конституции. Чтобы автономиям сохранить языки, сохранить культуру. Но каким образом с ними выстраивать экономические отношения - этот вопрос пока открыт. Конечно, чтобы сохранить меньшинства, автономии должны существовать. В то же время форма их существования не наносила ущерб Федерации.
- Почему на заседании не была затронута тема Чечни? Действительно ли повестка дня была изменена по воле российской делегации?
- Этот вопрос не был включен в повестку дня и политкомиссией не обсуждался. Подробный доклад на эту тему будет представлен на межпарламентской ассамблее в Санкт-Петербурге.
- Сейчас процесс приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным входит в завершающую стадию. Как в этом смысле обстоят дела с автономиями?
- В случае с автономными образованиями надо учитывать все - и географическое положение, их отдаленность, какое место они занимают в Российской Федерации по численности. Но рамки федеральных отношений, которые будут выработаны по результатам разграничения полномочий, должны стать единой основой для всех субъектов РФ. В любом случае у комиссии Дмитрия Козака на этом поприще еще очень много работы.
- Какие предложения для решения вопроса автономий будет делать Совет Федерации?
- Законодательных инициатив, в частности по малочисленным народам, у нас уже достаточно много. Но этот процесс мы еще не завершили, и будем работать над этим и дальше. Что касается укрупнения субъектов, то это достаточно сложный вопрос. Есть Конституция, где четко прописан статус субъекта Федерации. А президент выступает категорически против внесения изменений в Основной закон на данном этапе.