Вчера Законодательное собрание Ленинградской области определилось с тем, кто будет представлять этот регион в Совете Федерации. "Счастливчиком", которому оказано высокое доверие, стал Альфред Кох - бывший глава "Газпром-медиа". Хотя некоторые источники "НГ" не исключают, что дальнейшие события могут развиваться по "сценарию Скуратова" с его неудавшимся сенаторством - местное Законодательное собрание дезавуировало свое же решение.
Впрочем, если Альфред Кох все-таки станет сенатором, это будет одним из последних штрихов буйной фантазии законодательных органов субъектов Федерации. До полной комплектации верхней палаты осталось совсем немного - несколько вакансий ждут своей "экзотики". И поскольку сильного влияния на качественный состав их заполнение оказать не сможет, общая картина Совета Федерации уже готова, и Альфред Кох как нельзя лучше в нее вписался.
Сейчас уже трудно сказать, что имел в виду Владимир Путин, когда, затевая реформу верхней палаты парламента, говорил о том, что в нее должны прийти профессионалы, которые, видимо, не в пример губернаторам прекрасно понимают, что есть законотворческий процесс. Основной закон российской действительности, лаконично и предельно точно выраженный в свое время Виктором Черномырдиным - "Хотели как лучше, получилось как всегда", сработал и на этот раз. Совет Федерации на выходе получился довольно уникальным органом законодательной власти по своему качественному составу, который, собственно, и будет определять "политику" верхней палаты. Если на первых этапах ее формирования самой знаковой фигурой был банкир Сергей Пугачев, то сейчас "компания" значительно расширилась, начиная с генерала Манилова и заканчивая тем же Альфредом Кохом.
"НГ" уже писала о том, как распределились в процентном отношении сенаторские вакансии. Верхнюю палату "заполонили" три категории граждан: бизнесмены, местные и федеральные чиновники, а также силовики. По сути, между этими тремя "кастами" нет практически ничего общего. Интересы этих групп отличаются друг от друга примерно так же, как у налогоплательщика и фискальных органов. И то, что подобный качественный состав Совета Федерации программирует этот орган на наличие конфликта, мало у кого вызывает сомнение - хотя бы в силу разнонаправленности лоббистских усилий этих трех групп. (Кстати, отсутствие закона о лоббизме в нашей стране делает Совет Федерации чуть ли не нелегитимным органом.) Но, как ни странно, общие точки сенаторского соприкосновения есть, и находятся они в области мотивации желания поработать в Совете Федерации. Практически все знаковые фигуры Совета Федерации объединяют причины, по которым они решились на законотворческую деятельность. В период, когда элита не имеет возможности получить дивиденды от своей деятельности, будь то финансовые или политические, а занимается элементарным выживанием, лучшего места "отсидки", чем Совет Федерации или Дума, просто не найти. Во-первых, парламент дает неприкосновенность, которая страхует от разного рода проверок. Во-вторых, трибуна, которой пользуются в последнее время хоть и редко, но возможность напомнить о себе она все-таки предоставляет. В-третьих, ощущение причастности к происходящим в стране "великим политическим процессам", поиметь реальное влияние на которые у большинства "звезд" СФ фактически нет. Просто сейчас не время "звезд".
Тот же Альфред Кох, человек многофункциональный, попробовавший себя в столь различных профессиях, как госслужащий широкого профиля, писатель, банкир, "медиамагнат", портовый строитель, вряд ли в иные времена отправился бы сочинять законы. Являясь в общем талантливым бизнесменом, он наверняка предпочел бы свое основное занятие всем остальным. Что, впрочем, Кох и пытался сделать, возглавляя "Газпром-медиа". Но провал в газово-медийном бизнесе - не по финансовым причинам, а по политическим, - видимо, заставил его искать тылы. И таким тылом стал для Альфреда Коха, как и для многих других, Совет Федерации.