Российские парламентарии со всем энтузиазмом отдались аппаратным "разборкам". Казалось, подзабытые намерения центристов пересмотреть пакетное соглашение и тем самым перераспределить сферы влияния в Государственной Думе сегодня становятся вполне реальными. В центре конфликта оказался руководитель аппарата палаты Николай Трошкин, из-за которого уже пострадал один центрист - экс-глава регламентного комитета Василий Волковский, исключенный из фракции "Единство".
Однако "жертва" во многом оказалась напрасной. Новый регламент, который депутаты планируют принять уже до начала марта, позволит решать многие кадровые коллизии "бескровным" образом, устраивающим как центристов, так и Кремль. По информации "НГ", не исключено, что в проекте документа будет содержаться пункт, по которому депутат, занимающий главный аппаратный пост, не будет иметь права финансовой подписи. Есть и другой вариант, по которому это кресло сможет занимать не депутат, а чиновник. И уже сейчас ходят слухи, что таким человеком может стать нынешний управделами Думы Юрий Брусницын, имеющий хороший контакт с Кремлем.
Скандал вокруг Трошкина - это, вероятно, лишь первый шаг к тому, чтобы потеснить думских аппаратчиков, пользующихся в том числе и личной поддержкой Геннадия Селезнева. Одним из них может оказаться руководитель правового управления Владимир Исаков. По новому регламенту статус этого управления может серьезно возрасти. Не исключено, что его руководителю предстоит отвечать за реальную экспертизу думских законопроектов, которая будет носить не рекомендательный, как сейчас, а обязательный характер. Так что в принципе депутатам есть за что побороться.
Фактически приоритетные задачи Думы - некогда могущественного органа власти - сегодня свелись к борьбе за каждый внутренний (в том числе и мелкий) пост, включая и абсолютно технические назначения. С бюрократической точки зрения руководитель аппарата Госдумы фигура, безусловно, важная, в чем-то даже самая влиятельная, но в масштабах страны, мягко говоря, нестратегическая. Во времена президентства Бориса Ельцина подобные кадровые коллизии если и возникали, то решались с минимальными затратами депутатской энергии. Парламентарии же решали куда более важные задачи. От них зависело распределение десятков миллиардов долларов - бюджета, который иногда утверждался с третьего, а то и с четвертого раза. Госдума по-настоящему влияла на назначение ключевых фигур в исполнительной власти. В 1998 году претенденты на премьерское кресло входили в здание на Охотном Ряду буквально с трясущимися руками, не будучи уверены в том, что депутатские симпатии окажутся на их стороне. Сергею Кириенко, например, пришлось пройти через это целых три раза. В мае 1999 года нижняя палата парламента, действуя исключительно в правовом поле, чуть было не сняла с должности президента России Бориса Ельцина. Запустить процедуру импичмента депутатам помешал скорее предвыборный политико-финансовый расчет, нежели сила административного сопротивления.
Сегодня же Дума превратилась в реального игрока коммунального хозяйства, причем вполне добровольно. Полномасштабные дебаты вокруг главного аппаратного поста в нижней палате парламента на политической ситуации в стране скажутся не многим сильнее, чем если бы депутаты взялись назначать заведующих ДЭЗами или главных слесарей. Рейтинг политического влияния спикера Государственной Думы Геннадия Селезнева, формально третьего человека в государстве, реально не поднимается выше 26-27-й строки (рейтинг "Сто ведущих политиков России" опубликован в "НГ" вчера). Сама нижняя палата парламента фактически превратилась в отдел по регистрации законодательных инициатив исполнительной власти. Свои же собственные законотворческие предложения у депутатов перестали пользоваться спросом. Хорошо это или плохо - другой вопрос, но очевидно, что это уже принципиально иная политическая система.