В мировом ядерном сообществе возник новый скандал. Дополнительный накал ему придает продолжающаяся операция в Афганистане.
Судя по сообщениям украинских и белорусских СМИ, в этих странах может отыскаться канал сбыта незаконно добытых делящихся материалов, которые теоретически могут быть использованы для изготовления взрывного устройства с ядерным боезарядом.
Если эти данные окажутся верны, западные страны получат лишнее основание обвинить Россию и другие страны СНГ в недостаточном контроле за своими ядерными материалами. В итоге это может привести к ужесточению позиции Запада по отношению к объектам ядерной энергетики на территории бывшего СССР, на закрытии многих из которых он настаивает уже не первый год.
Начало скандалу положило официальное сообщение администрации Чернобыльской АЭС о внеочередной инвентаризации "свежего" и отработанного ядерного топлива. Заместитель начальника информационного отдела ЧАЭС Станислав Шестело заявил в интервью агентству Ассошиэйтед Пресс: "Руководство Чернобыльской атомной электростанции было вынуждено провести проверку сохранности используемого ими ядерного топлива в связи с обнаружением контрабандного урана в соседней Белоруссии".
Речь идет о задержании сотрудниками Управления КГБ по Минску и Минской области шестерых преступников, которые намеревались сбыть большую партию урана - 1,5 кг. Согласно официальному сообщению ЦИОС КГБ Белоруссии после получения оперативной информации об этих людях в контакт с ними (под видом иностранца, желающего приобрести радиоактивные материалы) вошел сотрудник спецслужбы. Он и обсуждал условия сделки: общая стоимость "товара" была оценена в 250 тыс. долл.
Сотрудники КГБ провели контрольную закупку 261 г вещества в качестве образца, и исследование подтвердило наличие в цилиндрической трубке урана-235 и урана-238. По предварительному заключению специалистов, изъятый цилиндр предположительно является частью тепловыделяющего элемента реактора типа РБМК. После этого был задержан один из продавцов, у которого изъяты еще четыре аналогичных урановых стержня, а потом - еще пятеро членов группировки.
Несмотря на данные экспертизы о том, что изъятые в Минске урановые трубки являются частью реактора РБМК, который используется на ЧАЭС, по мнению Станислава Шестело, до проведения дополнительной экспертизы нельзя утверждать, что они были похищены именно с их станции: реакторы такого образца работали также и на других АЭС бывшего СССР. "Делать какие-то выводы, основываясь только на внешнем виде трубки, невозможно", - заявил г-н Шестело.
Украинские эксперты придерживаются мнения, что трубки не могли быть украдены с Чернобыльской атомной станции, по крайней мере в последние несколько лет. Мотивируют они это тем, что на атомной станции помимо охраны помещений, которая осуществляется сотрудниками Чернобыльской АЭС, есть контроль со стороны МАГАТЭ, которая уже несколько лет следит за безопасностью станции посредством видеосъемки. Впрочем, как рассказал Станислав Шестело, в 1993 г. с Чернобыльской атомной станции было похищено ядерное топливо - циркониевые трубки с двуокисью урана. Тогда по факту пропажи радиоактивных материалов было возбуждено уголовное дело, однако ни ядерное топливо, ни его похитители найдены не были. Поэтому на Чернобыльской атомной станции не исключают, что в Минске появился уран, украденный еще в начале 1990-х гг.
Однако специалисты ЧАЭС рассматривают это лишь как одну из версий. Российские же эксперты считают, что речь идет скорее о держателях гамма-источников. "Это стержни, изготовленные из сплава с применением обедненного урана, в которые затем впрессовывается гамма-источник, обычно кобальтовый. Такие изделия продаются совершенно официально и стоят 25 долларов за килограмм, - заявил корреспонденту "НГ" один из российских специалистов-атомщиков. - Судя по описанию, речь идет именно о таком держателе, и, значит, продавцы - просто невежи, которые ухватились за слово "уран" и не разобрались, что именно попало им в руки. Настоящего покупателя на такой товар они бы не нашли. Но если белорусские эксперты ошиблись и речь идет об обогащенном уране, полутора килограммов хватиит на "изделие" (так российские атомщики называют ядерные боеприпасы. - "НГ"). Проявить к нему интерес могла любая из шести "критических" стран, которые стремятся разработать собственное ядерное оружие".
Впрочем, даже если речь идет всего лишь об урановом держателе, ЧП в Белоруссии может стать очередным поводом для обвинения стран - членов СНГ в недостаточном контроле за своими делящимися материалами. Члены антиталибской коалиции не раз говорили о стремлении бен Ладена получить в свое распоряжение ядерные боеприпасы и прозрачно намекали, где именно "террорист # 1" может получить материалы для "изделия".
Минск