Вчера Владимир Путин отправился с двухдневным визитом в Великобританию. Но прелести рождественского Лондона российскому президенту ощутить так и не доведется. Программа поездки к "приоритетному партнеру", как называют Англию с подачи самого Путина в Кремле, не предполагает заезда в столицу.
Издержки семейного характера праздника, с которым почти совпадает время пребывания Путина и его супруги в Великобритании, вылились в то, что российский президент проведет сутки в загородной резиденции премьер-министра Тони Блэра Чекерсе - местном "Ново-Огарево" - и сразу вылетит в Москву. По той же причине рождественской Великобритании не увидят и многие из тех, кто обычно сопровождает Путина в его зарубежных марш-бросках. Российская делегация на этот раз сведена к минимуму - погрузиться в рождественский быт четы Блэров доведется лишь министру иностранных дел Игорю Иванову, первому замглавы администрации президента Дмитрию Медведеву и его "простому" коллеге Сергею Приходько. Разбавит уединенный характер визита "во дворец, наводненный детскими игрушками", как охарактеризовали Чекерс в российской делегации, лишь встреча Путина с деловыми кругами Великобритании, которые в первую очередь представлены руководством крупных энергетических корпораций "Shell" и "BP".
Остальное же время Путин и Блэр посвятят друг другу. Совместные трапезы (видимо, не без традиционной овсянки) будут перемежаться семейным общением, прогулками и дружескими беседами. Впрочем, подобное "полное погружение" будет сопровождаться и "мозговым штурмом". Условно его тематику можно разбить на четыре группы.
Первый блок вопросов - то, что связано с односторонним выходом США из Договора по ПРО и предполагаемым созданием американской НПРО. То, что НАТО лояльно отнеслось к предстоящему расторжению договора, еще не означает полного одобрения в Европе американского концепта собственной безопасности. И даже Великобритания - ближайший партнер США - весьма сдержанно реагирует на американские задумки.
Вторая тема касается непосредственно НАТО. Тони Блэр сразу после визита Путина в США направил всем лидерам стран - членов Североатлантического альянса четырехстраничное послание, в котором предложил создать взамен существующего с 1997 г. постоянного совета Россия - НАТО новый орган, обеспечивающий нашу страну почти такими же правами, как и у 19 стран - членов НАТО. В компетенцию этого органа должны войти такие вопросы, как борьба с международным терроризмом, нераспространение оружия массового поражения, проведение совместных миротворческих операций. Впрочем, эта тематика взаимодействия как раз вызывает наименьшее количество разногласий у России и НАТО. По ключевым же военным вопросам, похоже, Североатлантический альянс сначала будет принимать решения и только потом консультироваться с Россией. И насколько новый механизм взаимодействия России и НАТО, над проектированием которого поработают Путин и Блэр, будет учитывать наши интересы, продемонстрирует предстоящий пражский саммит Североатлантического блока, в повестке которого стоят вопросы членства в НАТО бывших советских республик, а ныне - стран Балтии. Свою министерскую лепту в процесс сближения России и Североатлантического альянса, кстати, вносил всю неделю Сергей Иванов, побывавший в штаб-квартире блока в Брюсселе, да и в самом Лондоне.
Третья тема - Афганистан, ставшая еще более актуальной не только из-за, мягко говоря, легкомысленного отношения к интересам России в регионе. Великобритания подала заявку на руководство миротворческой операцией в Афганистане, а заодно и в борьбе с международным терроризмом в целом. Впрочем, выяснения, кто в этом деле главнее - Россия или Великобритания, - не будет. Тем более что, судя по заявлениям того же Сергея Иванова, в Брюсселе сказавшего, что Россия поддержит контртеррористические операции за пределами Афганистана, а в Лондоне отыгравшего назад словами о том, что считает преждевременным проводить новые операции, Россия сама еще не определилась, чего хочет.
Последняя тема - экономика. Речь, конечно, пойдет и о двустороннем сотрудничестве, в том числе - о "заманивании" в нашу страну английских инвесторов. По итогам прошлого года Великобритания по объемам торговли с Россией занимает четвертое место, а по инвестициям - пятое. В России считают, что это не предел. Но главным для Москвы все-таки является поддержка Лондона в процессе интеграции России в европейское экономическое пространство. Прошедший осенью саммит Россия - ЕС "написал" вполне стахановский план в этом деле. Но дело - за конкретикой.
На Рождество принято дарить подарки.
Лондон