Глава российского военного ведомства Сергей Иванов вчера вылетел в Бельгию для участия в работе Совместного постоянного совета Россия-НАТО на уровне министров обороны. Несмотря на громкий статус происходящего события, непосредственно на месте все выглядит достаточно просто и без затей. Короткий обмен речами в большом зале с круглым столом, где заседают натовские министры - и вслед за этим российскую делегацию под бдительными взорами вооруженных секьюрити буквально под руки выпроваживают из режимной зоны брюссельской штаб-квартиры альянса. Логика понятна - чужие здесь не ходят. Затем наступает очередь двустронних встреч. Их запланировано у Иванова пять. На все общение российского министра обороны с западными коллегами, а среди них будет шеф Пентагона, отводится не более полутора-двух часов. Одним словом, рутинное мероприятие.
Однако на этот раз особую пикантность придает тот факт, что визит министра обороны РФ в штаб-квартиру НАТО совпал с объявленным в Вашингтоне решением о выходе Соединенных Штатов из Договора по ПРО. Выработка новых стратегических рамок, которые должны прийти на смену этому документу, и составит основную тему брюссельских переговоров Сергея Иванова с министром обороны США Дональдом Рамсфелдом. Исходные позиции сторон выглядят следующим образом. Москва готова пойти на радикальные сокращения СНВ до уровня 1,5 тысячи боевых блоков, однако этот процесс должен быть оформлен юридически. Россию крайне беспокоит и проблема так называемого возвратного потенциала. Вашингтон готов в одностороннем порядке сократить свой ядерный уровень до 1,7-2,2 тысячи боеголовок, однако американцы категорически против подписания какого-либо договора на этот счет. Это развязывает США руки для любых односторонних действий в будущем.
Фактически провалив переговорный процесс с США относительно модификации Договора по ПРО и дав Вашингтону дополнительные аргументы в пользу отказа от этого документа, руководство Минобороны постаралось убедить президента в том, что ничего страшного не произошло и никакого ущерба интересам национальной безопасности страны данное решение США не нанесет. Заявление Путина в ответ на односторонние действия Вашингтона - это, по сути, калька консолидированной позиции Сергея Иванова и первого заместителя начальника Генерального штаба генерал-полковника Юрия Балуевского, непосредственно отвечавшего за переговорный процесс с Соединенными Штатами. Между тем выход Вашингтона из Договора по ПРО - это первое крупное внешнеполитическое поражение России, которое будет иметь далеко идущие последствия для всей системы стратегической стабильности в мире.
Впрочем, в интервью британской газете "Файнэншл таймс" президент РФ назвал Джорджа Буша "надежным партнером" и еще раз заявил о том, что последние шаги США не приведут к созданию новых угроз для безопасности России. Отметив, что Москва теперь приобретает право установки на моноблочные ракеты разделяющихся головных частей индивидуального наведения (РГЧ ИН), Путин подчеркнул: "Это не значит, что мы им воспользуемся. В ближайшем будущем нам это ни к чему". Данное заявление, по всей видимости, следует интерпретировать как намерение России продолжить выполнение обязательств по Договору СНВ-2 вплоть до момента заключения нового соглашения в указанной сфере. По мнению президента, ракеты, оснащенные РГЧ ИН и средствами преодоления противоракетной обороны, сделает американскую ПРО "несерьезной игрушкой для российской системы ядерного сдерживания".
Между тем на фоне столь оптимистических настроений Кремля основной ударный компонент национальных Стратегических ядерных сил - РВСН с технической точки зрения стремительно деградирует, финансируясь по остаточному принципу. Правда, в Министерстве обороны предпочитают использовать термин "минимальная достаточность". На практике это означает фактическое прекращение поступления в Татищевскую дивизию РВСН новых комплексов "Тополь-М", что ставит под удар всю промышленную кооперацию, участвующую в их выпуске. Не обеспечено финансами опережающее развертывание научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по переоснащению моноблочной ракеты "Тополь-М" в МБР с РГЧ ИН. Командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Николай Соловцов во вчерашнем праздничном интервью "Красной звезде" по случаю 42-й годовщины РВСН был вынужден прямо заявить, что большинство возникающих у ракетчиков проблем связано с недостаточным финансированием подчиненных ему войск, элементарной нехваткой топлива для нужд боевой подготовки и повседневной деятельности.
Из Брюсселя Сергей Иванов отправится в Лондон. Болевой точкой в российско-британских военных контактах является функционирование на территории Соединенного Королевства американского Центра предупреждения о пусках МБР (база "Файлингдейлз"), а также строительство в городе Менуит Хилл, графство Северный Йоркшир, объекта, входящего в состав наземной компоненты многоцелевой космической системы "СБИРС". Однако в свете последних заявлений Кремля ситуация может измениться самым кардинальным образом. Во всяком случае, главной целью визита министра обороны РФ в Лондон объявлено подписание программы военных контактов на 2002 год.